Доклад по педиатрии на тему бронхиальная астма

Доклад по педиатрии на тему бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, с участием многих клеток и клеточных элементов, сопровождающееся усилением гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторным эпизодам свистящих хрипов, одышке, чувству стеснения в груди и кашлю, особенно ночью и ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности, бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения.

Частота.

Симптомы астмы при использовании анкетного метода выявляются в разных регионах мира у 10–20% опрашиваемых детей 7 и 14 лет. В России при сплошном клинико-функциональном исследовании астма выявляется у 2,5–3% детей всех возрастов, однако на диспансерном учете с астмой состоит всего 1–2%, в Гродненской области – около 4%. Плохая диагностика касается, в основном, больных с легкой формой, которые составляют 70% всех детей с астмой; 2025% больных имеют среднетяжелую и 5–8% – тяжелую формы. В структуре хронических и рецидивирующих бронхолегочных болезней у детей астма занимает до 50–60%. Предрасполагающими факторами являются атопия (способность к выработке повышенного количества IgE в ответ на воздействие аллергена) и бронхиальная гиперреактивность (БГР), повышающие риск развития астмы в 2–3 раза. Эти факторы контролируются генами, расположенными близко друг к другу на длинном плече хромосомы 5, так что их сочетанное наследование наблюдается часто. Ряд других генов, в том числе кодирующих β-адренорецепторы, расположены в том же сегменте 5 хромосомы. Астма несколько чаще встречается у мальчиков в дошкольном возрасте, позже частота среди обоих полов выравнивается.

На концентрацию аллергенов влияет климат (влажность увеличивает обилие спор плесневых грибов, а в высокогорье и на Крайнем Севере мало пыльцы). Играет роль степень индустриального загрязнения воздуха, наличие в воздухе химических аллергенов (никель, хром, формальдегид и др.), жилищные условия (вентиляция, печное отопление, наличие ковров, мягкой мебели, животных, аэрополлютантов). Важнейшую роль играет пассивное курение. Роль перинатальной патологии сводится, по-видимому, к повышению БГР у детей, особенно недоношенных, перенесших заболевания легких. Профессиональные вредности во время беременности, как и ее патология, нарушая фетоплацентарный барьер, могут способствовать сенсибилизации плода. Однако указания на патологию беременности и родов в анамнезе больных астмой фигурируют не намного чаще (относительный риск менее 2,0), чем у детей с другими заболеваниями и у здоровых. Нерациональное питание является важным фактором аллергизации; доказана протективная роль грудного вскармливания.

У детей первого года причинными чаще являются лекарственные и пищевые аллергены, в возрасте 1–5 лет – бытовые аллергены; с 3–4 лет возрастает роль пыльцевой сенсибилизации. Из бытовых аллергенов ведущими являются клещи Dermatophagoides pteronissimus, D. farinae, D. microceras, Euroglyphus mainei, составляющие основную часть домашней пыли (до 90% положительных кожных проб у детей 1–3 лет). Клещи размножаются в мягкой мебели и коврах при температуре 22–26°С, при меньшей температуре они размножаются в матрацах, согреваемых спящим ребенком.

Эпидермальные аллергены, слюна кошек, собак, хомяков, шерсть, перо, хитин и экскременты тараканов, сухой рыбий корм (дафнии) – частые причинные аллергены. В сырых помещениях круглогодично имеются споры грибов Aspergillus, Мисог, споры Cladosporium и Alternaria попадают в воздух с марта по ноябрь.

Пыльцевая сенсибилизация при астме нередка. Сезон цветения деревьев (ольха, береза, лещина, ива, дуб, каштан, тополь) приходится в средней полосе на конец марта – май. Летом поллиноз связан с пыльцой злаковых (тимофеевка, ежа, костер, овсяница, пшеница, рожь), в августе-сентябре – с амброзией, лебедой, крапивой, полынью. Более чем у половины больных сенсибилизация поливалентна.

Сенсибилизируют и лекарства (прежде всего пенициллин, витаминные препараты) – во время лечения, из окружающей среды (при производстве) или из продуктов животноводства. Аспирин и другие НПВС могут вызывать приступы «аспириновой» астмы, что связано не с сенсибилизацией, а с нарушением синтеза простагландинов.

В качестве факторов, способствующих развитию астмы, могут выступать такие поллютанты, как хром и никель, бактериальные и вирусные инфекции, особенно РС-вирусная, повышающая уровень IgE и степень БГР. Есть данные о большей частоте астмы у носителей HBsAg.

Пусковая (триггерная) роль, прежде всего ОРВИ, общеизвестна, это относится и к Ск pneumoniae («астма позднего начала» у подростков), и к микоплазме, но причинная роль инфекции в развитии астмы строго не доказана. У многих больных астмой находят желудочно- пищеводный рефлюкс.

Частыми триггерами приступа являются табачный дым, промышленные выбросы. У метеопатов приступ может развиться при прохождении атмосферных фронтов, перед грозой, при сильных ветрах, резком падении температуры.

Частым фактором, вызывающим бронхоспазм и приступы удушья, является физическая нагрузка, во время которой на фоне гипервентиляции изменяется секреция слизи и реактивность бронхов. Обычно речь идет о субмаксимальной нагрузке длительностью 3–5 мин., но у нетренированного больного и меньшее напряжение способно вызвать приступ.

Вызвать приступ может психологический стресс; при большой зависимости ребенка от матери приступы наблюдаются чаще.

Классификация астмы как болезни.

Выделяют аллергическую и неаллергическую астму, у детей чаще наблюдается аллергическая форма. Типичными клиническими проявлениями астмы являются приступы удушья, астматический статус.

Бронхиальная астма делится на легкую, среднетяжелую и тяжелую; если у больного отдельные признаки относятся к разной степени тяжести, она оценивается по максимальному признаку. Различают периоды обострения и ремиссии.

Клиника астмы зависит и от характера сенсибилизации – частые приступы характерны для реагирующих на домашнюю пыль (клеща), сезонность – для пыльцовой (цветение) и некоторых форм грибковой астмы. Пищевая аллергия (к рыбе, цитрусовым, яйцам, коровьему молоку) часто сопутствует сенсибилизации к домашней пыли.

Использованные источники: zinref.ru

Реферат: Бронхиальная астма у детей

Дыхание, которое на первый взгляд кажется таким простым, в действительности представляет собой очень сложный механизм. Во время вдоха, воздух проходит через нос, глотку, гортань, трахею (большую полую трубку) и далее по бронхам попадает в легкие. Бронхи представляют собой постепенно суживающиеся трубочки, которые можно сравнить с соломинками для коктейля. Проходя через бронхи, воздух согревается и очищается. Каждая бронхиальная трубочка оканчивается маленькими нежными воздушными мешочками — альвеолами — которые наполняются воздухом, подобно воздушному шарику, при каждом вдохе.

Во время дыхания в легкие приносится свежий воздух. Когда этот воздух, пройдя через трахею и бронхи, попадает в воздушные мешочки (альвеолы), то содержащийся в нем кислород переходит в кровь и с кровью разносится по всему организму. Из крови в альвеолы поступает ненужный организму углекислый газ и опять через бронхи, трахею с выдохом уносится из организма. Таким образом, при каждом вдохе и выдохе организм обменивает углекислый газ на кислород, необходимый для питания всех клеток организма.

Определение “Что такое бронхиальная астма?”

Спросить детей, знают ли они, что такое бронхиальная астма? Бронхиальная астма — это заболевание, при котором возникают приступы удушья, становится “трудно дышать”. Следует уточнить, всегда ли “трудно дышать” при бронхиальной астме.

Бронхиальная астма — это заболевание, при котором периодически возникает затрудненное дыхание, кашель или хрипы, и это связано с изменениями в дыхательных путях.

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание и если дети будут внимательны на занятиях, то скоро узнают, что и как нужно делать, чтобы не было приступов удушья.

Спросить детей, считают ли они себя больными. Подчеркнуть, что не совсем правильно расценивать себя больными, но нужно помнить, что люди с бронхиальной астмой — “особенные”, так как затрудненное дыхание при этом заболевании бывает не всегда, а периодически.

Понятие “Сходство” и “Различие”

Попросить детей достать карманное зеркало и посмотреть в него на себя. На вопрос, на кого вы похожи, каждый ребенок скажет, что общего и в чем отличие его от мамы и папы и что общего с ближайшими родственниками.

Обратить внимание детей на то, что признаки сходства с родными передаются по наследству, но существуют и различия, т.е. признаки, которые принадлежат каждому человеку отдельно. У каждого ребенка и его родственников существуют сходства и различия не только внешние, но и внутренние, которые нельзя увидеть в зеркале, например, группа крови, форма желудка и т.д. Аллергические заболевания бывают разными, например, аллергический насморк, пищевая аллергия, крапивница, бронхиальная астма. Бронхиальная астма у разных людей проявляется тоже по-разному, и эти особенности нужно знать. Например, у одних людей бронхиальная астма начинается в 2-3 года, у других — в школьном возрасте, у третьих — в старости. Приступы удушья могут возникать у одних чаще ночью, у других — днем, зимой или летом и т.д.

Почему возникает приступ астмы?

У некоторых людей бронхи очень чувствительны. При воздействии определенных веществ (аллергенов), бронхи у них будут реагировать следующим образом:

1 – бронхи сжимаются. Бронхиальные трубочки окружены тонкими мышцами. Когда вдыхается воздух, содержащий раздражающие вещества, эти мышцы сокращаются и сдавливают бронхи. Такое состояние называется спазмом бронхов — бронхоспазмом. Воздух уже не может по ним свободно проходить в легкие. Поэтому легкие не получают достаточное количество свежего воздуха и не могут отдать уже ненужный организму отработанный воздух с углекислым газом.

2 — бронхи заполняются слизью. Бронхиальные трубочки изнутри выстланы слизистой оболочкой, в которых есть клетки, вырабатывающие слизь. У здорового человека слизь сохраняет воздухоносные пути влажными. При бронхиальной астме при попадании в бронхи аллергенов (веществ, вызывающих приступ астмы), слизи вырабатывается больше, чем нужно, она закрывает просвет бронхов и еще более затрудняет дыхание.

3 — стенка бронхов набухает. Бронхиальные трубочки от раздражения воспаляются. Они увеличиваются в размере, утолщаются также, как опухает поврежденный палец, когда его травмируют. Утолщение внутренней оболочки приводит к еще большему сужению просвета бронха, и воздух с еще большим трудом проходит через бронхи при вдохе и выдохе. Чем больше сужены бронхи, тем труднее дышать.

Таким образом, можно сказать, что бронхиальная астма — это хроническое аллергическое заболевание, т.е. заболевание, которое продолжается длительно. В основе бронхиальной астмы лежит воспаление бронхов.

Для облегчения запоминания сравнить степень сужения бронхов с цветовыми сигналами светофора: зеленый — просвет бронхов широкий, дышать легко, желтый — просвет бронхов начинает сужаться, дышать немного тяжелее, чем обычно, особенно при физической нагрузке, красный -просвет бронхов сужен.

Усвоение урока. Ребенок усвоил урок, если он может описать общую физиологию астмы. Попросите ребенка описать, что происходит в легких во время приступа астмы.

Что такое симптом?

Один из важнейших моментов для больного с бронхиальной астмой — это знать свои симптомы. Если ребенок сможет научиться узнавать свои ранние симптомы, то сможет сделать все необходимое, чтобы предотвратить ухудшение состояния.

Симптом — это сигнал обострения бронхиальной астмы. Спросить детей, какие они знают симптомы бронхиальной астмы. Попросить вспомнить свой последний приступ (или обострение заболевания): приступ удушья возник у них сразу или были до него какие-нибудь другие симптомы, например, насморк, чихание, кашель, головная боль?

Объяснить, что такое предупреждающий симптом (сигнал), перечислить различные возможные симптомы-предвестники. Напомнить детям, что у каждого человека возможны свои индивидуальные особенности заболевания, в т.ч. и симптомы-предвестники.

Симптомы бронхиальной астмы.

Когда вход воздуха в легкие и выход его обратно затруднен, становиться очень трудно дышать. У одних людей появляется кашель, у других — свист (свистящий звук возникает при проталкивании воздуха через слишком узкое отверстие бронхиальных трубочек), некоторые люди просто ощущают нехватку воздуха.

В действительности происходит вот что: воздух, находящийся в воздушных мешочках (альвеолах), оказывается как бы в ловушке, так как он уже не может оттуда выйти, а свежий воздух не может туда войти. При этом дыхательные движения (вдох — выдох) становятся короткими, частыми и неглубокими.

Очень важно знать, как проявляется болезнь у каждого, каковы симптомы. Если научиться правильно распознавать свои симптомы в самом начале, то можно предпринять необходимые меры для того, чтобы нарушение дыхания не стало еще более сильным.

Задание 1. Заполнение листа симптомов-предвестников и обострения бронхиальной астмы.

Детям раздаются листы симптомов-предвестников (Форма 1). Каждому предлагается отметить симптомы, которые предшествуют приступу бронхиальной астмы. Обратить внимание на важность ощущения этих “ранних” симптомов обострения бронхиальной астмы, т.к. во время их появления можно принять соответствующие меры (о которых они узнают на последующих занятиях) и предотвратить развитие приступа удушья. Дополнить список своими симптомами.

Задание 2. “Цветовые сигналы светофора”, “Ты на месте водителя машины”

Детям многие важные положения могут излагаться в форме игры “Ты — на месте водителя автомашины”. Педагог объясняет детям правила игры: бронхиальная астма сравнивается с машиной, при полной исправности всех механизмов машины, когда нет симптомов астмы и нет причин, способных ухудшить состояние, — дорожному движению нет препятствий. Появление симптомов ухудшения состояния — является препятствием движению. На месте водителя машины каждый из участников группы.

Для наглядности демонстрируются следующие пособия:

Контуры человека, прикрепленные на стене, предварительно закрашенные в зеленый, желтый и красный цвета. Зеленый — симптомов бронхиальной астмы нет -“Двигаюсь на полной скорости”. Желтый — появились ранние симптомы-предвестники (насморк и слезящиеся глаза, кашель, чихание, головная боль, боль в шее, зуд, усталость и слабость, боль в животе, жар, дрожь) — “Должен сбавить скорость”. Красный — симптомы приступа бронхиальной астмы (бронхоспазма): боль в грудной клетке, сдавливание в груди, затрудненное дыхание — “Должен остановиться, нужна помощь”.

Схематическое изображение бронхов, предварительно закрашенных в зеленый, желтый и красный цвета. Проводится аналогия с соответствующими симптомами на контурах человека. На занятии дети могут сами раскрашивать эти бронхи.

Попросить детей показать на схематическом изображении бронхов, какие бронхи соответствуют цветным “человечкам” и почему.

Задание 3. Проверка знаний симптомов бронхиальной астмы

Работа с контуром человека. Раздать каждому ребенку маленький контур человека, цветные карандаши. Напомнить, что симптомы-предвестники обозначаются желтым цветом, а симптомы приступа астмы — красным.

Выбрать признаками симптомов-предвестников и симптомы приступа бронхиальной астмы из предлагаемых списков.

Нарисовать их на контуре человека в тех областях тела, где проявляются эти симптомы.

Пронумеровать симптомы в той последовательности, в которой они появляются при приступе бронхиальной астмы. Обратить внимание на важность определения ранних симптомов ухудшения, симптомов-предвестников, чтобы суметь предотвратить приступ бронхиальной астмы.

Нарисовать выражение лица на схеме или описать свои чувства во время приступа бронхиальной астмы.

Усвоение урока: дети усвоили урок, если они могут назвать свои симптомы-предвестники бронхоспазма и сообщить о них родителям. Если ребенок не может идентифицировать свои симптомы, попросите родителей обсудить с ним его последний приступ и помочь ему разобраться в ранних симптомах.

Целесообразно выполнять задание 1 и 2 в форме общего обсуждения, поясняя каждый симптом бронхиальной астмы.

Тема 2. Совместное занятие детей и родителей

1.Срав нение и уточнение каждой семь ей индивидуальных симптомов бронхиальной астмы у детей.

Родители садятся рядом с детьми и совместно с ними сравнивают свои и детские листы симптомов-предвестников и симптомов приступа астмы, на контурах человека. Необходимо 3-5 минут для обсуждения каждой семьей возникших разногласий.

Подведение итогов по определению симптомов бронхиальной астмы.

По результатам работы детей и родителей обращается внимание на более или менее распространенные симптомы бронхиальной астмы в данной группе. Кратко обсуждаются сходство и различие симптомов при бронхиальной астме.

3. Проверка понимания симптомов зеленой, желтой, красной зон

Инструктор называет различные симптомы, а дети и их родители поднимают соответствующий дорожный знак.

4. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление

Упражнения проводятся в центре комнаты лежа на ковре или сидя на своем месте. Длительность упражнений 5-7 минут. Цель расслабляющей гимнастики — научить умению расслабляться, сохранять спокойствие во время приступа астмы, а также дать отдых детям и переключиться на другой род деятельности.

Выполняется сидя на стуле или лежа на полу.

Руки лежат на коленях или располагаются вдоль тела.

Предлагается закрыть глаза и опустить подбородок на грудь.

Поочередно напрягают мышцы шеи, лица, плеч, предплечья.

Каждый раз после напряжения, следует полное расслабление, которое сопровождается воображением пребывания в наиболее красивом и приятном месте.

Предложите детям придумать, как еще можно сохранить спокойствие, например, занявшись любимым делом.

Ребенок усвоил урок, если он может продемонстрировать быстрое расслабление или может описать ряд способов релаксации. Ребенок во время приступа астмы должен применять способ расслабления.

Страх во время затрудненного дыхания может привести к ухудшению состояния ребенка. Очень важно сохранять спокойствие и попытаться расслабиться.

Почему надо оставаться спокойным? Две основные причины:

Когда человек с бронхиальной астмой нервничает или возбуждается, то дыхание становится поверхностным, частым и таким образом мало воздуха поступает в легкие и выходит обратно. Мускулатура грудной клетки сокращается и диафрагма не может нормально функционировать. Это состояние называется гипервентиляцией.

Когда человек расстроен или нервничает, он не способен принимать правильные решения. Если в этот момент необходимо попросить кого-либо о помощи, то не всегда можно как следует объяснить свою проблему. Кроме того, нервозность одного человека передается другим людям.

Усвоение урока: ребенок усвоил урок, если он может сформулировать причины, почему следует сохранять спокойствие.

5. Принципы самоконтроля.

Для осуществления самоконтроля за своим состоянием любой человек должен уметь измерять частоту пульса и дыхания. В норме у детей старше 7 лет частота сердцебиения составляет 80 ударов в минуту, частота дыхания — в пределах 20 в минуту. Дети и родители обучаются подсчету пульса и частоте дыхания.

Предлагается завести дневник наблюдения, где записывать частоту пульса и дыхания до и после проведения занятий на релаксацию.

Выполнять упражнения “напряжения и расслабления” 2 раза в день по 5-7 минут. Записывать данные пульса и частоты дыхания до и после упражнений.

Предложить обсудить на следующем занятии, кто использовал эти упражнения и какой при этом наблюдался эффект.

Во время проведения занятий на релаксацию, говорите медленно, мягким, спокойным голосом, чтобы дети успели почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами. Подчеркните важность сохранения спокойствия для купирования приступов астмы.

Использованные источники: www.ronl.ru

Реферат на тему: «Бронхиальная астма»

Бронхиальная астма (asthma bronchiale) представляет собой хронически про­текающее аллергическое заболевание, характеризующееся измененной (вслед­ствие действия различных иммунологических и неиммунологических меха­низмов) реактивностью бронхов, основным клиническим признаком которого являются приступы удушья (бронхоспазма). Некоторые авторы рассматри­вают в настоящее время бронхиальную астму как проявление своеобразного эозинофильного бронхита. Бронхиальная астма относится к числу часто встре­чающихся заболеваний. По разным данным, в странах Европы и Америки ею страдает 3—7% всего населения.

Этиология

В развитии заболевания важную роль играют, прежде всего, раз­личные экзогенные аллергены. Реакция на них, выявляемая с помощью специальных тестов, обнаруживается у 60 — 80% больных бронхиальной аст­мой. Наиболее распространенными в настоящее время являются аллергены ра­стительного происхождения (пыльца растений, споры грибов и др.), бытовые аллергены (домашняя и библиотечная пыль, перхоть домашних животных, су­хой корм для аквариумных рыбок и т. д.), пищевые, или нутритивные, аллерге­ны (яйца, цитрусовые, пищевые красители и консерванты). У 22 — 40% больных бронхиальной астмой выявляются реакции на различные лекарственные аллер­гены, а у 2% пациентов заболевание оказывается связанным с различными про­фессиональными факторами (производство косметических средств, аптечное производство и др.).

В возникновении и прогрессировании бронхиальной астмы большое значе­ние имеют различные инфекционные факторы — бактерии, вирусы, гри­бы и т. д. Микроорганизмы и продукты их распада способны сами выступать в роли аллергенов, вызывая первичные изменения реактивности бронхов и ин­фекционную сенсибилизацию организма. Кроме того, инфекция снижает порог чувствительности организма к экзогенным аллергенам, потенцируя, таким образом, их сенсибилизирующее действие.

Определенное место в этиологии бронхиальной астмы занимают метео­рологические факторы (холодный воздух), а также наследствен­ная отягощенность, которая выявляется у 40—80% больных (чаще у де­тей), нервно-психические факторы и стрессовые воздействия.

Патогенез

В основе возникающих у больных бронхиальной астмой измене­ний бронхов лежит сенсибилизация организма. Большое значение имеют при этом аллергические реакции I (немедленного) типа, протекающие по типу ана­филаксии и связанные с реагиновыми антителами, относящимися к классу IgE. Эти антитела фиксируются на лаброцитах (тучных клетках), располагающихся в подслизистой основе бронхов. При повторном попадании в бронхи аллерге­нов последние соединяются с фиксированными на тучных клетках реагиновы­ми антителами, способствуя освобождению биологически активных веществ — гистамина, медленно реагирующей субстанции анафилаксии и др., приводя­щих к бронхоспазму, гиперсекреции и отеку слизистой оболочки бронхов. В иммунологическое звено патогенеза бронхиальной астмы включаются и ал­лергические реакции III типа (иммунокомплексные) и IV типа (замедленной ги­перчувствительности).

В патогенезе бронхиальной астмы активное участие принимают также раз­личные неиммунологические механизмы. У больных бронхиальной астмой по­вышается тонус блуждающего нерва и ослабевает β-адренергическая активность организма. Нарушается соотношение между циклическими нуклеотидами, что проявляется уменьшением содержания цАМФ и увеличением концентра­ции цГМФ в клетках. У таких больных отмечаются различные гормональные нарушения, выражающиеся в глюкокортикостероидной недостаточности, вто­ричном гиперальдостеронизме и др.

В патогенезе бронхиальной астмы могут принимать участие простагландины. Так, у больных аспириновой астмой нарушается метаболизм арахидоновой кислоты, что приводит к преобладанию синтеза простагландинов F2a, даю­щих выраженный бронхоспастический эффект. В последние годы большое внимание уделяется повышенному содержанию ионов Са 2+ в гладкомышечных клетках бронхов, способствующему бронхоспастическим реакциям.

Патологоанатомическая картина

При вскрытии больных, умерших во время приступа брон­хиальной астмы, отмечаются острое эмфизематозное расширение легких и заполнение (иногда полная обструкция) просвета бронхов вязкой слизью. При микроскопическом исследовании выяв­ляются выраженный отек слизистой оболочки бронхов с десквамацией эпителия, гипертрофия бронхиальных желез, инфильтрация стенки бронхов лаброцитами (тучными клетками) и эозинофилами, утолщение мышечного слоя.

Классификация

В зависимости от вида аллергена, вызвавшего сенси­билизацию организма (инфекционный или неинфекционный), различают ато­ническую (неинфекционно-аллергическую) и инфекционно-аллергическую формы бронхиальной астмы. При выявлении сенсибилизации как к инфекционным, так и к неинфекционным аллергенам говорят о смешанной форме заболевания. В зарубежной литературе атопическую форму бронхиальной астмы принято называть экзогенной, а инфекционно-аллергическую форму — эндогенной бронхиальной астмой.

Клиническая картина

В развитии приступа бронхиальной астмы принято различать три периода: период предвестников, период разгара и период обрат­ного развития приступа.

Период предвестников (продромальный период) чаще встречается у больных с инфекционно-аллергической формой бронхиальной астмы и про­является вазомоторными реакциями слизистой оболочки носа (чиханье, обиль­ные водянистые выделения), кашлем, одышкой. В дальнейшем (а иногда вне­запно, без периода предвестников) у больных появляется ощущение заложен­ности в грудной клетке, мешающее им свободно дышать. Вдох становится ко­ротким, а выдох, наоборот, продолжительным, шумным, сопровождающимся громкими свистящими хрипами, слышными на расстоянии. Появляется ка­шель с трудноотделяемой вязкой мокротой. С целью облегчения дыхания бо­льной принимает вынужденное положение (чаще сидя) с наклоном туловища вперед, опираясь локтями на спинку стула или колени.

В период разгара (во время приступа) лицо становится одутловатым, в фазу выдоха может наблюдаться набухание вен шеи. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха. В акте дыхания участвуют вспо­могательные дыхательные мышцы, помогающие преодолеть существующее сопротивление выдоху. При перкуссии грудной клетки отмечают коробочный звук, смещение вниз нижних границ легких и резкое ограничение их подвижно­сти. Над легкими выслушивают ослабление везикулярного дыхания с удлинённым выдохом и большое количество распространенных сухих преимущественно свистящих хрипов. Поперечник абсолютной тупости сердца значительно уменьшается за счет резкого расширения легких, отмечаются приглушенность тонов, тахикардия, акцент II тона над легочной артерией.

В период обратного развития приступа улучшается отхождение мокроты, в легких уменьшается количество сухих хрипов, удушье постепенно проходит.

При рентгенологическом исследовании органов грудной клетки, проведен­ном в разгар приступа, определяют повышенную прозрачность легочных по­лей, низкое стояние и малую подвижность диафрагмы. В анализах крови выяв­ляют эозинофилию и лимфоцитоз. В мокроте, полученной после приступа бронхиальной астмы, находят эозинофилы, спирали Куршмана и кристаллы Шарко—Лейдена.

У некоторых больных (чаще женщин) приступы удушья провоцируются приемом ацетилсалициловой кислоты (аспирина). При обследовании у этих пациентов часто выявляют риносинуситы или полипоз слизистой оболочки но­са. Такое сочетание (приступы удушья, непереносимость аспирина и полипоз носа) получило название аспириновой астмы или «аспириновой (астматиче­ской) триады».

У ряда пациентов в роли фактора, провоцирующего приступы бронхоспазма, могут выступать физическая нагрузка или спортивные упражнения, вы­полняемые обычно на открытом воздухе (бег, быстрая ходьба, игра в футбол). Такой вариант заболевания получил название «астмы физического усилия».

В диагностике бронхиальной астмы в настоящее время применяют специ­альные кожные пробы для выявления реакции организма на различные аллер­гены. Для изучения бронхиальной проходимости применяют функциональные методы исследования: спирографию, пневмотахометрию. При выявлении со­путствующих хронического бронхита или хронической пневмонии по показа­ниям проводят бронхоскопическое и бронхографическое исследования.

Течение и осложнения

Бронхиальная астма протекает обычно с че­редованием периодов обострения и ремиссии. При этом тяжесть ее течения может быть различной.

При легком течении обострения заболевания возникают не чаще 2—3 раз в год и, как правило, хорошо поддаются амбулаторному лечению. При средне-тяжелом течении обострения бронхиальной астмы возникают 3—4 раза в год и уже требуют стационарного лечения. Тяжелое течение бронхиальной астмы характеризуется частыми (более 5 раз в год) и длительными обострениями за­болевания с кратковременными периодами ремиссии или их полным отсутст­вием. При тяжелом течении могут возникнуть гормонозависимые и гормоно-резистентные формы заболевания.

Бронхиальная астма часто осложняется возникновением эмфиземы легких с присоединением вторичной легочно-сердечной недостаточности. Очень серьезным осложнением бронхиальной астмы является астматическое состояние, или астматический статус (status asthmaticus). К его развитию могут привести передозировка β-адреностимуляторов, слишком быстрое уменьшение дозы глюкокортикостероидов, контакт с массивной дозой аллер­гена и т. д. В развитии астматического статуса выделяют три стадии.

Стадия I (начальная, или стадия относительной компенсации) представляет собой затянувшийся свыше 12 ч и некупирующийся приступ удушья. У боль­ных развивается резистентность к бронхолитическим препаратам, перестает отходить мокрота. Вследствие гипервентиляции возникают гипокапния и ком­пенсированный алкалоз.

Стадия II (стадия декомпенсации) характеризуется резким нарушением дренажной функции бронхов. Просвет их забивается вязкой слизью, в связи с чем исчезают прежде хорошо выслушиваемые сухие хрипы (стадия, или син­дром, «немого легкого»). Нарушается газовый состав крови, возникают гипоксемия (Ра02, снижается до 50—60 мм рт. ст.), гиперкапния (РаСо2 возрастает до 60—80 мм рт. ст.).

При отсутствии эффективных лечебных мероприятий развивается III ста­дия астматического статуса — стадия гиперкапнической комы. В результате прогрессирования гипоксемии, гиперкапнии и ацидоза (Ра02 падает ниже 40 мм рт.ст., РаСо2 становится выше 90 мм рт.ст.) возникают тяжелые невроло­гические, в том числе церебральные, расстройства, гемодинамические нару­шения и может наступить смерть больного.

Лечение

Проводят мероприятия, направленные на возможное прекращение воздействия на организм больного тех или иных аллергенов (например, исклю­чение контакта больного с определенными растениями в период их цветения, применение специальных, так называемых элиминационных диет при пищевой аллергии, рациональное трудоустройство при профессиональной аллергии и др.). При выявлении реакции больного на определенные аллергены можно попы­таться провести специфическую гипосенсибилизацию с целью ослабления ре­акции организма на данный аллерген.

Для купирования приступов удушья в настоящее время широко применяют аэрозоли селективных β -адреномиметиков, оказывающих быстрое бронхорасширяющее действие: орципреналина сульфат (астмопент), тербуталин, сальбутамол, фенотерол (беротек) и др. Доза препарата подбирается индивидуально и составляет чаще всего 2 вдоха дозированного аэрозоля. Для лечения использу­ют также аэрозоли м-холинолитиков (ипратропиум бромид, или атровент, беродуал). Большой популярностью среди больных и врачей пользуются ксантиновые производные. Так, для купирования приступа бронхоспазма часто при­меняют медленное внутривенное введение 10-15 мл 2,4% раствора эуфиллина. Для предупреждения приступов удушья назначают пероральный прием пролонгированных препаратов этой группы (например, таблетки «Теопэк» по 0,3 г 2 раза в день).

В последние годы для лечения бронхиальной астмы с успехом применяют препараты, препятствующие дегрануляции тучных клеток, — кромолин-натрий (интал) по 20 мг (1 капсула) 4 раза в день и кетотифен (задитен) по 1 мг (1 таблетка) 2 раза в день, а также антагонисты кальция — верапамил по 40 мг 3 раза в день или нифедипин по 10 мг 3 раза в день.

В качестве симптоматического лечения для улучшения отхождения мокро­ты назначают отхаркивающие и муколитические препараты (отвар термопси­са, корня алтея, мукалтин, бромгексин и др.).

Если ухудшение течения бронхиальной астмы вызвано или сопровождается обострением сопутствующих хронического бронхита или хронической пневмо­нии, назначают антибактериальные средства — эритромицин по 0,25 г 4 раза в день, гентамицин по 40 мг 2 раза в день внутримышечно и др.

При прогрессирующем течении бронхиальной астмы с тяжелыми приступами удушья, когда использование других препаратов оказывается безуспешным, назна­чают глюкокортикостероиды. В них нуждается примерно 20% больных бронхиаль­ной астмой. Обычно применяют 15-20 мг преднизолона в сутки (в утренние часы), желательно вместе с антацидными препаратами (алмагель, маалокс) и др., предохраняющими слизистую оболочку желудка от возможного возникновения эрозивно-язвенных поражений. После достижения эффекта дозу препарата мед­ленно снижают (на 2,5 мг каждые 5-7 дней), оставляя в дальнейшем лишь под­держивающую дозу (5-10 мг в сутки).

Хороший эффект оказывает также ингаляционный способ применения гор­мональных препаратов (например, бекотида), дающий меньше побочных эф­фектов.

При лечении астматического состояния применяют оксигенотерапию, внут­ривенное введение эуфиллина, высоких доз глюкокортикостероидов (60-90 мг преднизолона каждые 3-4 ч) с одновременным назначением 20-30 мг препа­рата внутрь. Для борьбы с ацидозом используют 3% раствор гидрокарбоната натрия по 100-150 мл 1-2 раза в сутки.

При возникновении синдрома «немого легкого» или гиперкапнической ко­мы больных переводят на искусственную вентиляцию легких. В ряде случаев по показаниям проводят бронхиальный лаваж с помощью бронхоскопа, при­меняют фторотановый наркоз.

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя устранение из окру­жающей среды больного возможных аллергенов, борьбу с профессиональны­ми вредностями, курением, тщательную санацию очагов хронической инфек­ции (особенно в носоглотке).

Использованные источники: alexmed.info