Образовательные программы бронхиальная астма

Как проходят занятия в астма-школе

Школа здоровья при бронхиальной астме необходима для получения астматиками знаний о заболевании. Многие люди, которые болеют бронхиальной астмой, почти ничего не знают о патологии и должным образом не умеют купировать приступы. Чтобы точно знать патогенез болезни, необходимо понимать, как устроены бронхи, какие функции они выполняют, и какие патологические процессы могут в них происходить. Астма – это хроническое заболевание, которое протекает долгие годы. На протяжении всей жизни больной сталкивается с периодами обострения и ремиссии. Задача школы заключена в том, чтобы больной мог контролировать своё самочувствие, и не допускал рецидивов.

Общее описание школы

Школа астмы предназначена для обучения пациентов с бронхиальной астмой. Уроки в таком учреждении проходят курсами, во время обучения пациенты проходят определённые темы, которые в дальнейшем помогут предотвратить приступы. Кроме этого, занятия направлены на предупреждение развития разных осложнений.

Во время уроков в астма-школе больные узнают особенности течения болезни и тонкости лечения. Кроме этого, больные учатся пользоваться специальными приборами, которые необходимо применять для лечения астмы. К таким приборам относятся небулайзер, спейсер и ингалятор. Специалисты рассказывают, как следует вести себя при надвигающемся приступе удушья, что помогает значительно снизить смертность в среде астматиков.

Школа организуется для обучения пациентов с бронхиальной астмой как лежащих в стационаре, так и амбулаторных больных. Занятия проводятся на базе районных поликлиник, о графике работы школы здоровья сообщает участковый врач, он же составляет списки потенциальных учеников.

Если занятия организуются в стационаре для всех больных астмой. О начале работы школы здоровья ставят в известность всех работающих там врачей, они и занимаются комплектацией групп. Набирают в группы людей, которым на данный момент больше всего требуется пройти такое обучение.

Посещение такой школы здоровья добровольное. Занятие проводят доктора или же обученные медсёстры.

Кто может посещать занятия

Посещать школу бронхиальной астмы можно астматикам разного возраста и пола. Кроме того, не имеет значения вид патологии и продолжительность болезни. Единственное, что учитывается, тяжесть болезни. Для людей с тяжело протекающей астмой назначаются дополнительные индивидуальные уроки.

Отдельно формируют детские группы для проведения занятий в школе здоровья. Подобные школы располагаются в детских больницах или стационарах пульмонологии. В этих школах детей в игровой форме обучают всем необходимым навыкам, а важная информация им подаётся в больше доступной форме, чем взрослым.

Астма-школа – это отличная профилактика заболевания. Если ходить на занятия регулярно, то можно значительно повысить свой уровень знаний.

Основные задачи школы

Каждый человек должен контролировать состояние здоровья. У больных с бронхиальной астмой контроль над своим самочувствием – это жизненная необходимость. Такие люди должны следить за течением болезни и понимать, для чего необходимо то или иное лечение. Больной должен всё знать о заболевании и учиться жить с такой патологией. Следует понимать, что отсутствие нужных знаний, а также некорректно оказанная помощь при приступе может привести к серьёзным последствиям для здоровья и даже к смертельному исходу.

Школа здоровья для астматиков направлена на решение следующих важных задач:

  • Предупреждение прогрессирования болезни.
  • Профилактика обострений и серьёзных осложнений у детей и взрослых.
  • Общая информация о механизме развития бронхиальной астмы.
  • Обучение пациентов самостоятельному определению уровня тяжести патологии.
  • Знакомство с самыми первыми признаками приближающегося астматического удушья.
  • Обучение методам быстрого купирования астматического удушья.
  • Методы предотвращения приступов удушья.
  • Общая информация о способах самопомощи в период приступа удушья.
  • Общая информация об инновационных методах лечения болезни.
  • Обучение пользованию различными приборами и приспособлениями. Врач воочию показывает, как нужно использовать ингалятор, небулайзер или спейсер.
  • Обучение методам самостоятельного контроля течения болезни.
  • Обучение способам минимизации факторов риска.

Вся работа школы здоровья направлена на снижение уровня смертности среди всех больных астмой. Достичь этого можно, если больные астмой будут исправно посещать уроки астма-школы.

Посещение школы здоровья приводит к снижению числа приступов и значительному улучшению качества жизни астматика.

Особенности работы школы здоровья

Чтобы проводимые занятия давали хороший результат, важно правильно организовать их. Обратить внимание стоит на такие аспекты:

  • В группах должна быть в достаточном количестве комфортная мебель для размещения людей. Кроме этого, нужно обратить внимание на качество освещения и техническую возможность подключить компьютерную технику.
  • В группы записывают не больше 10 больных одновременно. Если занятия одновременно проводить для большего числа больных. То это может отразиться на общем качестве лекций. Врач может не успеть ответить на все возникающие у людей вопросы.
  • В школу следует ходить и родным астматика. Родственники должны знать, как можно оказать помощь астматику во время приступа.
  • Курс состоит максимум из 10 лекций, каждая длится не больше полутора часов. Желательно проводить занятия каждый день или же через день, чтобы больные не забывали полученную информацию.
  • За год можно провести до 10 профилактических курсов, при этом лекции в летнее время лучше не проводить вообще.

Лекции должны выстраиваться по принципу доверительной беседы. На самом первом уроке инструктор рассказывает правила посещения школы.

Врач должен донести людям, которые посещают школу здоровья, что все вопросы следует задавать сразу же, а не ждать окончания урока.

Организационные моменты

Во время прохождения курса обучения состав группы нельзя менять. Сначала проходят обучение одни 10 человек, а затем набирают новую группу. Чтобы повысить эффективность работы школы здоровья, необходимо учесть такие организационные моменты:

  • В комнате для проведения уроков желательно поставить столы, чтобы больные могли записать пройденный материал.
  • Подаваемый больным материал нужно правильно подбирать по сложности. Лектор должен учитывать, что один материал запоминается легко, а другой может вызвать трудности.
  • План каждого занятия лектор оглашает в самом начале урока.
  • При проведении занятий желательно показывать презентации, фотографии и графики. Графический материал легче воспринимается мозгом.
  • К каждому ученику школы здоровья должен быть индивидуальный подход.
  • Для проведения уроков отбирают персонал, который имеет не только медицинские знания, но и умеет их правильно донести. Лектор должен вызывать у больных доверие.

Лектору нежелательно употреблять медицинские термины, лучше говорить на понятном для всех языке.

В программу обучения обязательно включают изучение строения органов дыхания, инновационные методы лечения патологии и рассказывают об отличиях между астмой и обычным бронхитом. Люди, больные бронхиальной астмой, должны понимать, что знания и умения, которым обучают в школе здоровья, могут не только улучшить качество жизни, но и предотвратить смертельный исход.

Использованные источники: pulmono.ru

Образовательные программы бронхиальная астма

Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.

Сложность болезни, повторяемость симптомов, угрожающих жизни, создает условия эмоционального напряжения, психологического надлома, истощающих силы больных и родителей.

Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.

Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тщательного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в «Астма-школе».

Основной целью педиатрической «Астма-школы» является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.

В основу «Астма-школы» заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни, 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической: 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья — главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.

Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний. Изучение анкет позволяет убедиться в том, что практически все родители не имеют четких представлений о сущности заболевания, его причинах, тяжести, прогнозе. Только 10% родителей понимают роль профилактической терапии, практически у всех родителей резко негативное отношение к терапии кортикостероидами. в том числе и ингаляционными, причем 75% из них не могут объяснить причину такого отношения.

В «Астма-школе» родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием — избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.

Основные темы, которые разъясняются на занятиях, следующие: что такое бронхиальная астма, причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, организация элиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет, принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами, пикфлоуметрия. немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы (дыхательная гимнастика, плавание, хождение на лыжах, массаж, закаливание и др.). Обсуждается, как избежать контакта с воздушными поллютантами внутри помещения, почему у пассивных курильщиков бронхиальная астма протекает тяжелее и труднее поддается лечению. Роль семейной реабилитации. хронической очаговой инфекции носо-ротоглоточной зоны в профилактике приступов и другие профилактические воздействия.

Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения. Юношеский максимализм и негативизм способствуют отказу от наблюдения и лечения, вредным привычкам, тем самым расширяют спектр факторов риска.

Возможно имеет смысл создание «Астма-клубов» для подростков в виде переходного этапа от «Астма-школы» в детской практике к «Астма-школе» взрослых.

Пациентам-подросткам важно объяснить мотивацию их лечения с разъяснением принципов медикаментозной и немедикаментозной терапии. Терапия у них должна носить «ступенчатый» или «зональный» характер. Особое внимание уделяется вопросам физической и психологической реабилитации.

Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой. Семейная реабилитация должна стать основным стержнем в реабилитации детей с бронхиальной астмой.

Обучение родителей и родственников должно проводиться на всех этапах заболевания.

В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного. Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:

  1. получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания;
  2. обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчета пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведения дневника;
  3. обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
  4. обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
  5. обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
  6. обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; медикаментозное лечение, обращение к врачу):
  7. беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание): выяснение психологического климата в семье: овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
  8. обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.

По окончании курса лечения, стабилизации состояния, купирования обструктивного синдрома пациенты переводятся под амбулаторное наблюдение.

Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:

  • количество приступов астмы;
  • частота обращений за медицинской помощью:
  • количество пропусков школьных занятий;
  • количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
  • бронхолабильность дыхательных путей;
  • число госпитализаций.

Образовательные программы не ограничены только отношением врач — родители ( врач — пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:

  • родители — ребенок;
  • ребенок — сверстники;
  • ребенок — воспитатель, учитель;
  • ребенок — медицинский персонал;
  • ребенок — взрослые.

Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах, позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания. снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.

Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.

В задачи астма-центра входит:

  • разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей:
  • определение основных принципов лечения в данном регионе:
  • проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
  • консультация больных детей, коррекция проводимого лечения:
  • создание «Астма-школ» для больных детей и их родителей:
  • определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
  • определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
  • специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.

Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.

Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).

В функцию психолога — специалиста по бронхиальной астме входит:

  • разработка форм и методов работы с больным и его семьей:
  • проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей:
  • планирование посещений психолога больным и его семьей.

Больной может планировать посещение психолога самостоятельно.

Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей.

Ключевыми моментами для родителей детей, страдающих бронхиальной астмой являются:

  • не ограничивать ребенка в активности и занятиях физической культурой и спортом;
  • регулярное мониторирование пиковой скорости выдоха для контроля эффективности лечения и ранней диагностики ухудшения состояния;
  • понимание критериев обращения эа неотложной медицинской помощью.

Родителей и детей старшего возраста необходимо обучить:

  • правилам пользования пикфлоуметром;
  • систематического ведения записей его значений:
  • определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система цветовых «зон»);
  • немедленного извещения врача в случае опасного уровня показателя.

Принципы обучения больных и родителей:

  • здоровый Образ жизни;
  • знание причин формирования астмы у ребенка:
  • выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
  • клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
  • динамическое наблюдение у специалиста.

АСТМА-ШКОЛА

Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля. психологической коррекции поведения больного и членов семьи.

Программа подготовки.. в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,

  • Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
  • Информация о триггерах, факторах риска, методах
  • профилактики.
  • Симптомы обострения, приступа, тактика оказания помощи при приступе.
  • Обучения пользования пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
  • Сведения о медикаментозной терапии.
  • Обучение навыкам пользования ингаляторами.
  • Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых «зон».
  • Обсуждение планов длительного ведения больного.

Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над симптомами астмы и повышения качества жизни.

СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) — ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО — это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской сестрой и пациентом о том, какие действия необходимо предпринимать в случае приступов астмы или в особых ситуациях-Соглашение представлено в виде плана самоведения.

Использованные источники: www.komkon.org

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Новое понимание астмы как хронического воспалительного забо­левания послужило основой для разработки ведущими специалистами мира комплексной программы лечения, обязательным разделом кото­рой является обучение.Именно просвещение и обучение необходимо для достижения эффекта лечебных и профилактических мероприятий при астме. В настоящее время требуется изменение сложившейся ранее практики лечения, нередко ограничивающейся лишь купированием при­ступов удушья, т. е. оказанием неотложной помощи. Эта тактика повсе­местно должна быть заменена эффективной системой оказания помо­щи больным с бронхиальной астмой на различных этапах (поликлиника, общесоматический стационар, специализированное отделение, санато­рий), направленной на проведение длительного противовоспалитель­ного лечения с регулярным контролем его эффективности и коррекци­ей по мере необходимости.

Внедрить такую систему в практику невозможно без активного уча­стия больного и его семьи, без их образования. Бронхиальная астма тре­бует соблюдения режима, соответствующего тяжести и особенностям болезни, разработки индивидуального плана лечения, обеспечения до­статочной физической нагрузки, закаливания и оптимального психо­логического микроклимата. Образование больных астмой — неотъем­лемая составная часть программ лечения больных бронхиальной астмой.

Цель обучения, являющегося непрерывным процессом, обеспе­чить пациента, страдающего астмой, и его семью необходимой инфор­мацией для успешного контроля течения болезни и действий в соот­ветствии с планом медикаментозного лечения, разработанным врачом. Акцент в обучении должен делаться на развитие постоянного парт­нерства между врачом, больными членами его семьи.

В настоящее время существуют следующие формы предоставления информации больным бронхиальной астмой:

1) очные формы: астма-школа, астма-день, телефон помощи;

2) заочные формы: брошюры и буклеты, видеофильмы. Основной формой очного обучения является астма-школа. В насто­ящее время это главный метод обучения больных астмой и их родите­лей в Беларуси.

Из всех вариантов астма-школ получили распространение следую­щие:

• амбулаторная врачебная астма-школа;

• стационарная врачебная астма-школа;

В амбулаторной астма-школе обучение амбулаторных больных про­водит врач. В стационарной врачебной астма-школе обучаются боль­ные, находящиеся в стационаре. Занятия в этой школе ведет также врач. В комбинированных астма-школах образовательной работой занимают­ся врач и медицинская сестра. Комбинированные астма-школы могут быть амбулаторными и стационарными.

Организация обучения пациентов с БА и родителей больных детей. Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинирован­ных астма-школах. Цель обучения — дать необходимые знания о брон­хиальной астме и сформировать у них навыки оказания помощи боль­ному астмой.

Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее ко­личество может быть недостаточным для проведения дискуссии по ос­новным вопросам. Больший численный состав затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.

Обучение детей — более сложный процесс в сравнении с образовани­ем взрослых. Это определяется особенностями мышления детей разного возраста. Так, период с 5 до 7 лет характеризуется как предоперационная фаза мышления. В этом возрасте дети копируют поведение других лю­дей, подражают им. Они способны понять структуру и порядок. Если ре­бенок заболевает в этом возрасте, у него не возникает вопрос — почему он болен. Однако он способен конкретно описать свой страх, нарисовать его. Ребенок не способен контролировать свою болезнь. Возраст 7-11 лет ха­рактеризуется как «операционная фаза мышления». Это способность кон­кретно мыслить, отличать себя от окружающего мира. В этом возрасте ребенок в состоянии определить связь болезни с факторами окружаю­щей среды. Он уже может понять, как болезнь «входит» в его тело, и спо­собен контролировать свою болезнь. Возраст старше 12 лет характеризу­ется как фаза абстрактного мышления. В этом возрасте ребенок способен абстрагироваться от конкретных вещей и способен к обобщению. Изло­жение им материала приближается к таковому у взрослых.

Основными разделами образовательных программ являются:

1) информация об астме и ее значимости в свете современных положе­ний международного консенсуса, сведения о причинах болезни и ме­ханизмах ее развития, характеристика аллергенов и раздражителей, вызывающих обострения,

2) признаки обострения астмы, симптомы-предвестники и симптомы тяжелого угрожающего приступа,

3) сведения о группах лекарственных препаратов, правилах их приема, возможных побочных эффектах,

4) основные принципы противовоспалительной (противорецидивной) терапии,

5) немедикаментозные методы лечения, значение дыхательной гимна­стики, разных видов физкультуры и закаливания,

6) организация быта и режима ребенка, больного астмой.

Вопросы образования по проблеме астмы в настоящее время рас­сматриваются широко и включают прежде всего: i) повышение качества профессиональной подготовки врачей и под­держание их знаний на современном уровне; 2) достижение преемственности в лечении больных на разных эта­пах с соблюдением партнерства и постоянного общения в рамках врач (медсестра) — больной — семья.

СОДЕРЖАНИЕ

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 474 | Нарушение авторских прав

Использованные источники: medlec.org

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

• образовательные программы являются не­отъемлемой частью комплексного лечения детей с бронхиальной астмой; целью прове­дения программ является развитие сотрудни­чества между врачом и пациентом;

• особенностью таких программ в педиатрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы па­циентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии.

• существуют различные формы и методы обу­чения пациентов: индивидуальные и группо­вые методики, видеообучение, специализи­рованные Интернет-сайты, адаптированные программы для детей младшего возраста (сказкотерапия), тренинги с участием психо­логов. Одной из распространенных форм яв­ляется Астма-школа;

• обучение пациентов, их родителей и родст­венников должно проводиться на всех этапах оказания медицинской помощи пациентам с бронхиальной астмой;

• образовательные программы должны быть направлены не только на семью больного, но и на врачей, средний медперсонал, педаго­гов, постоянно занимающихся с ребенком, страдающим бронхиальной астмой;

• психологическая помощь, осуществляемая параллельно с занятиями в Астма-школе, су­щественно повышает эффективность образо­вательных программ и улучшает комплайнс.

Обучение пациентов и их родителей является не­отъемлемой частью комплексной программы лече­ния бронхиальной астмы. Основной целью проведения образовательных программ является повыше­ние мотивации лечения — активного и сознательно­го следования врачебным рекомендациям. Разви­тие сотрудничества между врачом и пациентом (комплайнс, кооперативность) — обязательное усло­вие успешного обучения.

Бронхиальная астма требует от родителей и больного длительного, иногда непрерывного и тща­тельного соблюдения медикаментозных программ, особого режима жизни, целого ряда ограничений. От соблюдения этих условий зависит успешность предлагаемых специалистом программ ведения больных.

Для достижения оптимального контроля бронхи­альной астмы и формирования высокого уровня ка­чества жизни больных недостаточно вклада только врача, необходимо сотрудничество с пациентом. Никакие самые современные методы лечения не окажут должного эффекта, если пациент не будет четко следовать врачебным рекомендациям. Недо­статочная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе разви­тия и обострений бронхиальной астмы, а также о су­ществующих современных методах лечения приво­дит к тому, что многие из пациентов игнорируют на­значения врачей, самостоятельно прекращают лече­ние или прибегают к услугам парамедиков.

Приверженность лечению характеризуется отно­шением количества реально принятого препарата к теоретически назначенному, выраженным в процен­тах. Возможны нарушения вследствие недостаточно­го комплайнса: передозировка, уменьшение дозы и беспорядочный прием лекарств. По данным ряда ис­следований комплайнс пациентов с бронхиальной астмой, не прошедших образовательные программы, составляет не более 40-50%. Обучение пациентов должно начинаться с момента постановки диагноза и продолжаться на протяжении всего периода наблю­дения для достижения высокого уровня комплайнса (>80% выполнения назначений). При выборе метода и формы обучающих программ должен учитываться возраст пациентов. При лечении детей младшего возраста главным объектом обучения являются ро­дители или лица, ухаживающие за ребенком. Исполь­зуя адаптированные программы для детей младшего возраста, можно научить простым навыкам контроля детей начиная с трехлетнего возраста. Подростки — это особая группа со специфической возрастной психологией, нуждающаяся в использовании специ­альных программ, наиболее эффективными из кото­рых являются тренинги с участием психолога.

Существуют различные формы и методы обуче­ния. Наиболее широко применимы такие формы обу­чения, как непосредственные занятия с больными (групповой или индивидуальный метод), различные виды печатных изданий для пациентов (книги, газеты, брошюры, буклеты, журнал «Астма и аллергия» и т.п.), аудио- и видеокассеты, специальные компьютерные программы, обучающие Интернет-сайты, консульта­тивные телефонные линии «Астма-помощи».

Индивидуальный метод обучения — один из са­мых продуктивных, но одновременно и наиболее тру­доемких. Индивидуальное обучение проводится ле­чащим врачом, который детально знает особенности течения заболевания у данного пациента, контроли­рует и совершенствует знания и навыки больного на каждом визите. Ключевыми моментами индивиду­ального обучения являются развитие партнерства, длительный обмен информацией, обсуждение полу­ченных результатов. Ведущая роль в данной про­грамме отводится первой консультации, во время которой рекомендуется дать информацию о диагно­зе и простые сведения о существующих видах лече­ния, продемонстрировать различные виды ингалято­ров, чтобы больной мог принять участие в выборе приспособления, которое наиболее ему подходит. Следует дать возможность пациенту высказать свои опасения по поводу бронхиальной астмы и ее лече­ния и обсудить их. На основании этого врач и боль­ной должны прийти к согласию по поводу целей ле­чения. Уже при первом визите проводится обучение пациентов правильной технике пикфлоуметрии и ве­дению дневников. В завершение первой консульта­ции рекомендуется предоставить больному пись­менную информацию о бронхиальной астме и ее ле­чении для закрепления полученной вербальной ин­формации. При последующих консультациях реко­мендовано разработать совместно с пациентом (или родителями) план самоведения. Текущие консульта­ции при индивидуальном обучении больного должны включать проверку техники ингаляционной терапии, проверку записей симптомов и показателей пикфло­уметрии в дневнике больного, а также проверку сле­дования медикаментозному плану и выполнения ре­комендаций по вторичной профилактике. Учитывая, что продолжительность первой консультации при этом варианте образовательной программы может превышать 1 ч, возможность ее реализации в усло­виях амбулаторного приема представляется не все­гда приемлемой.

Наиболее распространенным методом обучения в России стал групповой метод, позволяющий од­новременно вовлекать в процесс многих пациентов. Наиболее часто этот метод реализуется в Астма-школах. Группы Астма-школ могут быть сформиро­ваны как из родителей, так и из самих пациентов старше 7 лет. Основные принципы формирования групп больных для Астма-школ предполагают обяза­тельное подтверждение диагноза, учет возраста па­циентов (разброс не более 3 лет), оптимально — оди­наковую степень тяжести заболевания. Важно учи­тывать, что родители с депрессивными тенденциями и высоким уровнем тревожности, изначально ориен­тированные на немедикаментозные методы лече­ния, мало подходят для групповых занятий и должны обучаться индивидуально.

В организации работы Астма-школ очень важна подготовка специалистов для проведения занятий, желателен предыдущий педагогический опыт и зна­ние основ психологии, в том числе детского и подро­сткового возраста. Тематические курсы усовершен­ствования, дающие врачам коммуникативные навы­ки работы с пациентами, проводимые с участием психологов, — оптимальный вариант подготовки спе­циалистов для Астма-школ (подробности на сайте http://lech.mma.ru/child). Методически необходи­мо предусмотреть минимальное оборудование для занятий — печатные издания, плакаты, возможность видеообучения, наличие демонстрационных образ­цов различных средств доставки, пикфлоуметров и т.п. Необходимо, чтобы подходы к лечению у врача, проводящего занятия в Астма-школе, и врачей, на­правляющих пациентов на обучение, были едиными.

Несмотря на разнообразие вариантов проведе­ния Астма-школ по длительности и интенсивности обучения, программа для пациентов и родителей обязательно должна включать следующие темы:

• элементарные сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания;

• понимание бронхиальной астмы как хронического заболевания, а потому необходимости постоянно­го контроля и лечения;

• сведения об основных аллергенах и ирритантах, принципах элиминационной терапии и аллерген­специфической иммунотерапии;

• самоконтроль состояния: симптомы и оценка пикфлоуметрии, навык измерения ЧСС, ЧД, заполне­ния дневника самонаблюдения;

• базовые знания об основных группах препаратов для лечения бронхиальной астмы, понятие базис­ной и симптоматической терапии;

• знакомство с основными видами средств ингаля­ционной доставки препаратов и освоение техники ингаляции;

• разбор алгоритмов действий при приступе и обострении бронхиальной астмы, планы самокон­троля в «системе цветовых зон»;

• характеристика основных немедикаментозных ме­тодов лечения (различные методики дыхательных гимнастик, массажа, закаливания, физиолечения) как альтернативных и вспомогательных вариантов терапии;

• обучение родителей необходимым навыкам экс­тренной доврачебной помощи (устранение небла­гоприятных факторов, водный режим, классиче­ский массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевти­ческие приемы; медикаментозное лечение, обра­щение к врачу);

• обсуждение вопросов социальной и психологиче­ской адаптации детей с бронхиальной астмой и профориентации.

При изложении материала очень важно адапти­ровать терминологию, делая ее понятной для роди­телей и детей различных возрастных групп. Нет не­обходимости в излишней детализации материала. Во время занятий врач не должен переходить от рассмотрения общих вопросов к частным пробле­мам конкретного ребенка.

Весь этот объем необходимых знаний и навыков может быть реализован в процессе проведения раз­
личного количества занятий: от 2-3 до 8-10 и более. Число и интенсивность занятий зависит от организа­ционных возможностей ЛПУ, где проводится Астма-школа. В России есть опыт проведения таких школ на базах специализированных санаториев, стацио­наров, поликлиник. При этом надо понимать, что Астма-школа лишь базовый этап обучения. Совер­шенствование и контроль знаний и навыков должны длиться на протяжении всего наблюдения пациента.

Наиболее приемлемы и целесообразны комби­нированные методы обучения, когда базовые зна­ния даются пациенту в виде групповых занятий, а за­тем лечащий врач совершенствует и пополняет эти знания в процессе наблюдения.

Особенностью образовательных программ в педи­атрии является обязательная адаптация обучающих методов к восприятию возрастной группы пациентов с учетом их психомоторного развития и возрастных особенностей психологии (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Уровень кооперативности пациента в зависимости от возраста*

Использованные источники: xn--80ahc0abogjs.com

Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Министерство здравоохранения Мурманской области
Государственное областное образовательное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мурманский областной центр повышения

квалификации специалистов здравоохранения»
Учебно-методическое пособие

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Преподаватель: Хохлова Г.Н.

Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи Школы, учебно-тематический план, содержание занятий, даются рекомендации пациентам, предлагаются задания для контроля знаний слушателей школы.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Основная часть:

2.1. Цели и задачи Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой.

2.2. Учебно-тематический план.

2.3. Содержание учебного материала.

  1. Список литературы.
  2. Приложения:

4.1. Строение дыхательной системы.

4.2. Изменения бронхов при бронхиальной астме.

4.3. Виды пикфлоуметров.

4.4. Дыхательные упражнения по Стрельниковой.

4.5. Виды упражнений дыхательной гимнастики по Бутейко.

4.6. Памятка для пациента, страдающего бронхиальной астмой.

4.7. Раздаточный материал.

Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем.

Бронхиальная астма – это серьезная проблема современной медицины. Люди всех возрастов во всем мире подвержены этому хроническому заболеванию дыхательных путей, которое может быть тяжелым и подчас даже смертельным.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Целью Школ является повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами рекомендаций, формирование партнерских отношений с медицинскими работниками в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении Школ здоровья у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению.

Медицинским сестрам отводится большая роль в обучении пациентов в вопросах самоконтроля своего состояния, профилактики данного заболевания и в организации правильного ухода за пациентами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Основной целью Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у пациентов и контроль над течением болезни у них посредством образования самого пациента. В ходе этих занятий обучаемые получают необходимую информацию о причинах и механизмах развития бронхиальной астмы, основных способах лечения и методах самоконтроля.

Слушатели Школы здоровья для пациентов с бронхиальной астмой становятся активными участниками обучающего процесса. Каждый участник делится с другими своим опытом, сам получает полезную информацию и учится решать проблемы при возникновении различных ситуаций.
Для чего нужна школа

  • Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
  • Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
  • Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течение астмы и предотвращать его.
  • Научить пациента приемам самопомощи при развившемся приступе астмы.
  • Объяснить назначение ингаляторов и правила их использования.
  • Помочь пациенту точно выполнять рекомендации врача, так как именно от этого зависит успех противоастматического лечения.

Что должен знать пациент школы:

  • бронхиальная астма, причины развития, клинические проявления;
  • методы исследования;
  • факторы риска и методы профилактики;
  • методы самоконтроля;
  • принципы лечения.

Что должен уметь слушатель школы:

  • проводить ингаляционное введение лекарственных средств с помощью индивидуального баллончика-ингалятора, небулайзера;
  • оказывать первую помощь при ухудшении состояния;
  • проводить пикфлоуметрию;
  • оценивать состояние по системе «цветных зон».

Посещение занятий добровольное, группы смешанные, разные по возрасту и длительности заболевания. Для успешных занятий количество слушателей в группе не должно превышать 8-10 человек. Контроль над посещаемостью занятий осуществляется преподавателем.
Организация учебных занятий.

Программа обучения состоит из 5 обязательных занятий. Занятия проводятся – 2-3 раза в неделю в будние дни, в вечернее время. Продолжительность занятия 90 минут. Учебные занятия проводятся в виде лекционных и практических занятий. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Практические занятия проводится после теоретических, главным содержанием которых является практическая работа каждого слушателя (решение проблемных ситуаций, отработка практических навыков).
Контроль.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и слушателей, в ходе которых выявляются усвоение материала и овладение требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний слушателей. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и слушателем, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения материала. Он позволяет получить достаточно точную и объективную картину состояния обученности слушателей.
Условия обучения.

Занятия должны проходить в учебном кабинете с использованием учебно-методической документации, комплектом изделий медицинского назначения и муляжей; наглядных пособий; мультимедийного проектора; компьютера и т.д.

Использованные источники: rykovodstvo.ru

Статьи по теме