Оздоровление при бронхиальной астме

Бронхиальная астма и лечебная физкультура

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

Рекомендованный комплекс ЛФК:

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ воздуха.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ В РУБРИКЕ — заболевания, астма.

Использованные источники: allergiyanet.ru

Дыхательные упражнения при бронхиальной астме

Занятия дыхательной гимнастикой при развитии бронхиальных заболеваний, вопреки бытующему мнению о том, что при астматических заболеваниях запрещены любые физические и дыхательные нагрузки, оказывают максимально положительное воздействие на состояние больного.

Разумные дозированные упражнения способствуют улучшению дыхания и снятия симптомов удушья, которые достаточно часто сопровождают астматические заболевания. Дыхательная гимнастика при астме является одним из альтернативных видов лечения астматиков, но ни в коем случае такая методика не заменяет медикаментозное лечение, являясь лишь вспомогательным методом в комплексе лечения.

Преимущества проведения гимнастики при астме

При помощи регулярных занятий гимнастикой, возможно, снизить острые симптомы заболевания и достигнуть значительного улучшения. Кроме того, отмечается следующее положительное воздействие:

  1. Дыхательные оболочки активно очищаются от слизистого содержимого.
  2. Увеличивается просвет дыхательных путей, что усиливает бронхиальную и легочную вентиляцию.
  3. Благодаря гимнастике нормализуется функциональность дыхательного аппарата.
  4. Снижаются случаи развития бронхоспазмов.
  5. Отмечается диафрагмальное и мышечное укрепление, отвечающие за работу дыхательных мышц.
  6. Восстанавливается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы.
  7. Благодаря нормализации дыхательных органов снижается частота приступов удушья, особенно у детей.
  8. Благодаря гимнастике пациент учится управлять собственным дыханием, самостоятельно снижая интенсивность приступов.

Кроме того, при дыхательной гимнастики, по мере нормализации общего состояния снимается стрессовое напряжение, являющееся частой причиной развития бронхиального приступа.

Противопоказания к проведению гимнастики

Необходимо помнить, что, как и любое лечение, дыхательная гимнастика может иметь противопоказания, поэтому от нее нужно отказаться в следующих случаях:

  • если у пациента острый приступ удушья, сопровождаемый сильным кашлем и бронхоспазмом;
  • в том случае, когда внешние погодные условия (мороз, жара, дождь, ветер и т.д.) не позволяют заниматься гимнастикой;
  • отсутствие возможности хорошего проветривания помещения для тренировки;

  • сразу после интенсивной ходьбы или пробежки, которые могут вызвать сбивчивое дыхание;
  • симптомы повышенной усталости и стрессовые ситуации;
  • недавно перенесенные пневмонии и острый бронхит.

В том случае, когда противопоказаний к проведению дыхательных упражнений не существует, можно приступить к занятиям. Однако даже в этом случае необходимо придерживаться определенных правил.

Правила проведения гимнастики

  1. Одно из главных правил — это дыхание ртом во время выполнения дыхательного упражнения. В противном случае возможно попадание носоглоточного содержимого в бронхи. Это может спровоцировать острый приступ заболевания, что особенно опасно для детей. Но необходимо помнить что некоторые методики подразумевают дыхание в основном носом
  2. Кроме того, при осложнении астмы и чрезмерном скоплении мокроты в легочной и бронхиальной системах необходимо выполнять упражнения только в промежутках между вдохом и выдохом. Иначе возможен бронхоспазм и сильный кашель.
  3. Еще одним важным моментом является умение дышать поверхностно, так как глубокое дыхание способно спровоцировать новые симптомы астмы. Кроме того, необходимо уметь контролировать свои эмоции.
  4. Дыхательная гимнастика может оказать полное лечебное воздействие только в том случае, если она выполняется на регулярной основе, с учетом индивидуальных особенностей организма и возраста пациента.

Методики дыхательной гимнастики

На сегодняшний день существуют 2 основные методики, которые наиболее эффективно проводят лечение бронхиальной астмы. К ним относятся гимнастика по Стрельниковой и Бутейко.

Эти 2 разновидности гимнастических упражнений рекомендуется выполнять даже детям и пожилым пациентам. Гимнастика выполняется не ранее чем через 1,5 часов после употребления пищи, а температура в помещении не должна быть чрезмерно влажной и холодной.

В том случае, когда при проведении занятия возникают неприятные ощущения, необходимо проконсультироваться и откорректировать дальнейшее лечение с лечащим врачом, так как при правильном проведении гимнастики дискомфортных ощущений возникать не должно.

Для того чтобы правильно выполнять гимнастику Стрельниковой или Бутейко необходимо придерживаться последовательности действий. Только в этом случае комплекс по Стрельниковой даст положительный результат.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Дыхательные занятия имеют огромное значение, поэтому необходимо подробнее познакомится с разработкой А.Н. Стрельниковой.

Методика Стрельниковой достаточно давно используется в комплексном лечении пациентов с дыхательными заболеваниями. Эффективность этого метода подтверждена многочисленными положительными результатами.

Гимнастический комплекс состоит из нескольких упражнений, которые выполняются без особой подготовки. Как правило, такие занятия требуют сжатия грудной клетки на вдохе. Именно при помощи такой методики можно приостановить приступы астмы. Кроме того, дыхательные занятия позволяют провести лечение не только астмы, но и хронического бронхита.

Положительные отзывы получило упражнение, называемое «насос». Оно обеспечивает снятие приступа, в том числе среди детей, поэтому необходимо заранее изучить правильность его выполнения.

1. Упражнение «Насос». Выполняется стоя, либо сидя на стуле. При положении сидя необходимо упереться обеими руками в колени. Упражнение выполняется серией по 2-4 резких коротких носовых вдоха. Не рекомендуется выпрямляться очень сильно и откидываться назад. Далее в руки следует взять свернутую в трубку газету или продолговатый предмет и изображается движение, как будто накачивается насосом автомобильная шина. При наклоне делается вдох, при разгибании выполняется выдох.

Наклоны выполняются спокойно, часто и легко. При этом голова должна быть слегка склонена, как будто пациент смотрит на насос. Наклоны следует проводить не ниже области пояса, а спина должна быть круглой. Вдох следует проводить носом, а выдох ртом. Важно соблюдать ритмичность движений (наподобие строевого марша). Необходимо делать не менее 8 вдохов подряд с перерывом в 5 секунд, после чего происходит повтор, еще 10 вдохов. Важно отметить, что лечение таким способом можно проводить не только в отношении бронхиальной астмы, но и сердечной, а также для снятия печеночных колик.

2. «Наклоны». Это упражнение также эффективно для профилактики астматического приступа, оно получило наиболее положительные отзывы пациентов. Для его выполнения рекомендуется слегка склониться вперед, опустив голову. Руки должны быть согнуты в локте. При этом выполняется шумный короткий вдох. При медленном выпрямлении необходимо выполнить выдох и повторить этот алгоритм еще 2-3 раза с перерывом в 5-7 секунд. Обязательно выполнение 2 вдохов (при движении с наклоном) и 4 вдоха.

Отсчитывать количество действий совсем не обязательно, они повторяются до тех пор, пока не наступит чувство небольшой усталости. Важно отсчитывать число вдохов в комплексе занятий (2 или 4). Средняя продолжительность упражнения составляет не более 15 минут.

При тяжелом развитии заболевания пациенту достаточно трудно выполнение вдохов на наклоне, разрешается присесть на стул. При этом тело слегка наклоняется вперед, а голова опущена, спина должна быть круглой, а локти следует поместить на колени. Это положение сопровождается шумным носовым вдохом не менее 2 раз. После каждых 2 вдохов необходимо сделать отдых на 5 сек. Важно учитывать, что в этом упражнении, конечно же, есть и выдох, однако он делается очень спокойно и легко, в отличие от вдоха, который выполняется на всю глубину легкого.

3. «Обними плечи». При выполнении этого упражнения следует согнуть руки в области локтя и поднять их на одном уровне с плечами. Ладони необходимо повернуть по направлению к лицу на уровне груди. Одну руку необходимо резко бросить навстречу другой руке. Одна рука должна прикоснуться к противоположному плечу, а вторая должна коснуться противоположной подмышечной впадины. Руки должны работать в параллельном направлении. Резкий шумный вдох необходимо повторять с каждым таким «объятием».

Кроме того, при занятиях по Стрельниковой требуются следующие навыки:

1. ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ВДОХА. Для того чтобы понять принципы правильного выполнения вдоха необходимо представить ситуацию, что в помещении присутствует запах гари. В соответствии с этой ситуацией необходимо принюхиваться, а также шумно вдыхать воздух. Это и будет правильной тактикой вдыхания по Стрельниковой.

2. ВЫДОХИ. Вдохи и выдохи должны выполняться через нос. Не следует напрягаться и ждать наступления выдоха. Он наступит самостоятельно. Для лучшего эффекта рот на выдохе нужно слегка приоткрыть, что способствует лучшей дыхательной деятельности.

3. ТЕМП. Для лучшего дыхания необходимо мысленно отсчитывать ритм при «накачивании шины». Темп вдохов должен составлять не менее 60-70 движений за 1 минуту. Вдох нужно делать громким, а выдох должен быть тихим. Нормой считается выполнение 100-200 вдохов с паузой в 3 секунды. В том случае, когда упражнения не способствуют нормализации дыхательной деятельности, рекомендуется использовать лекарственную терапию с традиционными бронхолитиками.

Польза дыхательных упражнений при астме для детей

Для детей рекомендуется формировать групповые занятия по ЛФК, поскольку эмоциональное состояние ребенка позволяет лучше усваивать знание в среде сверстников. И только тогда, когда ребенок освоит в коллективе дыхательный комплекс по Бутейко или Стрельниковой, разрешается проводить самостоятельные занятия. Однако следует помнить, что рядом всегда должны находиться взрослые, а если они будут проводить совместные занятия, то это станет дополнительным стимулом для детей.

Для предупреждения развития астматического приступа у детей с помощью методики Стрельниковой, рекомендуется частое и быстрое дыхание через нос и обязательное выполнение упражнения «насос».

Многих пациентов интересует вопрос о принципиальной разнице между гимнастикой Бутейко и Стрельниковой. С помощью методики Бутейко за максимально короткий промежуток времени можно научить детей контролировать дыхательную деятельность. В этом случае дыхание выполняется на задержку, что гораздо проще отслеживается, чем вдохи и выдохи. Оба способа оказывают эффективное лечение астматических заболеваний, а грамотное лечение, в свою очередь, уменьшает число приступов и нейтрализует симптомы заболевания.

Дыхательная гимнастика по Бутейко

Занятия по Бутейко способствуют оптимизации легких при проведении вдоха и выдоха. В нормальном состоянии наблюдаются следующие показания:

  • вдох 2-3 сек;
  • выдох необходимо делать в промежутке между 2 и 4 сек;
  • пауза не должна превысить 4 – секунд.

Занятия по Бутейко разрешается проводить сидя. При этом грудная клетка должна быть максимально расправлена, а руки следует положить на колени. В основные дыхательные упражнения по Бутейко входят:

  • поверхностное носовое частое дыхание в течение 10-12 минут;
  • вдох нужно делать медленным, точно также, как и выдох, когда должны расслабляться все группы дыхательных мышц;
  • необходимо выполнять последовательные вдохи, чтобы включались все отделы легкого, от самых нижних, с максимальным раскрытием грудной клетки. Выдох нужно делать максимально долгим (не менее 5 секунд). Если в самом начале не удается достигнуть необходимых показателей дыхания, можно выполнять комплекс по Бутейко так, как получается, но ни в коем случае его нельзя прерывать;
  • вдох должен проводиться постепенно, задействуя разные легочные отделы с помощью обеих ноздрей. Для предупреждения попадания лишнего воздуха разрешается зажимать одну ноздрю;
  • все дыхательные движения выполняются носовым дыханием при втянутой диафрагме, что позволяет укрепить мышцы живота. Каждое движение выполняется от 9 раз;
  • самый сильный вдох или полный выдох следует выполнять в ускоренном темпе. Повторы можно делать через 1 минуту. Важно учитывать, что повышенная вентиляция легочной системы способна проявиться небольшим головокружением;
  • необходимое время вдоха составляет 1, 5 — 2 секунды с паузой между дыханием в 5 секунд, после чего проводится быстрый вдох. Полный цикл не должен превышать 4 минут. В дальнейшем занятия разрешается делать, как сидя, так и стоя, а также в сочетании с приседанием и легким бегом.

Адекватное восприятие дыхательных упражнений и неукоснительное соблюдение всех врачебных назначений, позволяет провести успешную терапию, особенно среди детей. Многочисленные отзывы подтверждают, что комплекс занятий по Бутейко — это спасение для многих пациентов. Раннее лечение способствует минимизации нежелательных последствий и более длительной ремиссии заболевания.

СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ В РУБРИКЕ — заболевания, астма.

Использованные источники: allergiyanet.ru

Как проходят занятия в астма-школе

Школа здоровья при бронхиальной астме необходима для получения астматиками знаний о заболевании. Многие люди, которые болеют бронхиальной астмой, почти ничего не знают о патологии и должным образом не умеют купировать приступы. Чтобы точно знать патогенез болезни, необходимо понимать, как устроены бронхи, какие функции они выполняют, и какие патологические процессы могут в них происходить. Астма – это хроническое заболевание, которое протекает долгие годы. На протяжении всей жизни больной сталкивается с периодами обострения и ремиссии. Задача школы заключена в том, чтобы больной мог контролировать своё самочувствие, и не допускал рецидивов.

Общее описание школы

Школа астмы предназначена для обучения пациентов с бронхиальной астмой. Уроки в таком учреждении проходят курсами, во время обучения пациенты проходят определённые темы, которые в дальнейшем помогут предотвратить приступы. Кроме этого, занятия направлены на предупреждение развития разных осложнений.

Во время уроков в астма-школе больные узнают особенности течения болезни и тонкости лечения. Кроме этого, больные учатся пользоваться специальными приборами, которые необходимо применять для лечения астмы. К таким приборам относятся небулайзер, спейсер и ингалятор. Специалисты рассказывают, как следует вести себя при надвигающемся приступе удушья, что помогает значительно снизить смертность в среде астматиков.

Школа организуется для обучения пациентов с бронхиальной астмой как лежащих в стационаре, так и амбулаторных больных. Занятия проводятся на базе районных поликлиник, о графике работы школы здоровья сообщает участковый врач, он же составляет списки потенциальных учеников.

Если занятия организуются в стационаре для всех больных астмой. О начале работы школы здоровья ставят в известность всех работающих там врачей, они и занимаются комплектацией групп. Набирают в группы людей, которым на данный момент больше всего требуется пройти такое обучение.

Посещение такой школы здоровья добровольное. Занятие проводят доктора или же обученные медсёстры.

Кто может посещать занятия

Посещать школу бронхиальной астмы можно астматикам разного возраста и пола. Кроме того, не имеет значения вид патологии и продолжительность болезни. Единственное, что учитывается, тяжесть болезни. Для людей с тяжело протекающей астмой назначаются дополнительные индивидуальные уроки.

Отдельно формируют детские группы для проведения занятий в школе здоровья. Подобные школы располагаются в детских больницах или стационарах пульмонологии. В этих школах детей в игровой форме обучают всем необходимым навыкам, а важная информация им подаётся в больше доступной форме, чем взрослым.

Астма-школа – это отличная профилактика заболевания. Если ходить на занятия регулярно, то можно значительно повысить свой уровень знаний.

Основные задачи школы

Каждый человек должен контролировать состояние здоровья. У больных с бронхиальной астмой контроль над своим самочувствием – это жизненная необходимость. Такие люди должны следить за течением болезни и понимать, для чего необходимо то или иное лечение. Больной должен всё знать о заболевании и учиться жить с такой патологией. Следует понимать, что отсутствие нужных знаний, а также некорректно оказанная помощь при приступе может привести к серьёзным последствиям для здоровья и даже к смертельному исходу.

Школа здоровья для астматиков направлена на решение следующих важных задач:

  • Предупреждение прогрессирования болезни.
  • Профилактика обострений и серьёзных осложнений у детей и взрослых.
  • Общая информация о механизме развития бронхиальной астмы.
  • Обучение пациентов самостоятельному определению уровня тяжести патологии.
  • Знакомство с самыми первыми признаками приближающегося астматического удушья.
  • Обучение методам быстрого купирования астматического удушья.
  • Методы предотвращения приступов удушья.
  • Общая информация о способах самопомощи в период приступа удушья.
  • Общая информация об инновационных методах лечения болезни.
  • Обучение пользованию различными приборами и приспособлениями. Врач воочию показывает, как нужно использовать ингалятор, небулайзер или спейсер.
  • Обучение методам самостоятельного контроля течения болезни.
  • Обучение способам минимизации факторов риска.

Вся работа школы здоровья направлена на снижение уровня смертности среди всех больных астмой. Достичь этого можно, если больные астмой будут исправно посещать уроки астма-школы.

Посещение школы здоровья приводит к снижению числа приступов и значительному улучшению качества жизни астматика.

Особенности работы школы здоровья

Чтобы проводимые занятия давали хороший результат, важно правильно организовать их. Обратить внимание стоит на такие аспекты:

  • В группах должна быть в достаточном количестве комфортная мебель для размещения людей. Кроме этого, нужно обратить внимание на качество освещения и техническую возможность подключить компьютерную технику.
  • В группы записывают не больше 10 больных одновременно. Если занятия одновременно проводить для большего числа больных. То это может отразиться на общем качестве лекций. Врач может не успеть ответить на все возникающие у людей вопросы.
  • В школу следует ходить и родным астматика. Родственники должны знать, как можно оказать помощь астматику во время приступа.
  • Курс состоит максимум из 10 лекций, каждая длится не больше полутора часов. Желательно проводить занятия каждый день или же через день, чтобы больные не забывали полученную информацию.
  • За год можно провести до 10 профилактических курсов, при этом лекции в летнее время лучше не проводить вообще.

Лекции должны выстраиваться по принципу доверительной беседы. На самом первом уроке инструктор рассказывает правила посещения школы.

Врач должен донести людям, которые посещают школу здоровья, что все вопросы следует задавать сразу же, а не ждать окончания урока.

Организационные моменты

Во время прохождения курса обучения состав группы нельзя менять. Сначала проходят обучение одни 10 человек, а затем набирают новую группу. Чтобы повысить эффективность работы школы здоровья, необходимо учесть такие организационные моменты:

  • В комнате для проведения уроков желательно поставить столы, чтобы больные могли записать пройденный материал.
  • Подаваемый больным материал нужно правильно подбирать по сложности. Лектор должен учитывать, что один материал запоминается легко, а другой может вызвать трудности.
  • План каждого занятия лектор оглашает в самом начале урока.
  • При проведении занятий желательно показывать презентации, фотографии и графики. Графический материал легче воспринимается мозгом.
  • К каждому ученику школы здоровья должен быть индивидуальный подход.
  • Для проведения уроков отбирают персонал, который имеет не только медицинские знания, но и умеет их правильно донести. Лектор должен вызывать у больных доверие.

Лектору нежелательно употреблять медицинские термины, лучше говорить на понятном для всех языке.

В программу обучения обязательно включают изучение строения органов дыхания, инновационные методы лечения патологии и рассказывают об отличиях между астмой и обычным бронхитом. Люди, больные бронхиальной астмой, должны понимать, что знания и умения, которым обучают в школе здоровья, могут не только улучшить качество жизни, но и предотвратить смертельный исход.

Использованные источники: pulmono.ru

ЛФК в лечении бронхиальной астмы

Роль ЛФК в лечении астмы

Лечебная физкультура – это специально разработанная система упражнений, основной целью которых является стимулирование жизненно важных органов. Физическая нагрузка при многих заболеваниях помогают восстановить координацию движений, кровообращение, поддерживает силу мышечной ткани.

ЛФК при диагностировании бронхиальной астмы назначается пациентам различных возрастных групп, вне зависимости от типа и стадии заболевания. Особая система упражнений разрабатывается с учетом особенностей организма пациента.

Отсутствие лечения при бронхиальной астме приводит к развитию эмфизема, ухудшению дренажной функции бронхов и снижение подвижности грудной клетки. Физические упражнения способствуют нормализации вентиляции легких и нормализации газообмена.

К задачам ЛФК при бронхиальной астме относятся:

  1. Восстановление работоспособности органов дыхания и подвижности грудной клетки.
  2. Нормализация процесса дыхания.
  3. Увеличение физической выносливости организма.
  4. Улучшение дренажа бронхов при значительной выработки бронхиальной слизи.
  5. Нормализация психического состояния пациента.

С целью укрепления мускулатуры органов дыхания и улучшения вентиляции всех отделов легких используется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Противопоказания

По результатам многолетних исследований учеными было установлено, что у многих больных, которые выполняли дыхательные, гимнастические или физические упражнения, снизилась острота приступов астмы. При постоянном увеличении нагрузки, а также соблюдение правила выполнения каждого упражнения отмечается снижение частоты бронхиальный приступов. Но физическая нагрузка не всегда может принести положительных результатов. Противопоказаниями к выполнению упражнение является:

  1. Тяжелое состояние пациента.
  2. Вероятность возникновения внутреннего кровотечения.
  3. Диагностирование злокачественной опухоли, которая располагается в органах дыхания.
  4. Сильный болевой синдром во время физической нагрузки, высокая температура тела.

Стоит помнить, что выполнять физические упражнения без рекомендации врача категорически запрещено, так как это может привести к возникновению серьезных последствий. Комплекс разрабатывается специально для каждого пациента, в зависимости от его состояния, индивидуальных особенностей его организма, тяжести и степени патологии.

Методики ЛФК при бронхиальной астме

В результате нарушения газообмена при бронхиальной астмы развивается недостаточность кислорода в различных тканях и органах, что приводит к нарушению работы способностей многих систем. Различные методики ЛФК при бронхиальной астме позволяют восстановить процесс дыхания и ускорить процесс выздоровления.

Физические упражнения

После купирование острой стадии заболевания врач назначает проведение специальных гимнастических упражнений. Алгоритм комплекса нарушать не рекомендовано. Каждое упражнение начинает с разминки рук, ног и шеи, а затем постепенно переходят к мышцам корпуса. Именно такой подход обеспечивает повышение тонуса организма, разогрев мышечной ткани и облегчение механики дыхания. Специалисты советуют повышать нагрузку на организм поэтапно.

Важно! При большой интенсивности выполнение упражнений значительно возрастает риск развития спазмы дыхательных мышц. Но также стоит помнить, что при низкой интенсивности положительного результата не будет.

Дыхательная гимнастика

Методов выполнения упражнений на восстановление дыхательного ритма на сегодняшний день существует достаточно много. Среди медиков официально были приняты способ Стрельниковой и Бутейко. Но, даже разработанные системы упражнений не помогут избавиться от бронхиальной астмы без лекарственных препаратов.

Каждый метод имеет нюансы. Метод Бутейко основан на исключении глубокого вдоха с целью уменьшения вероятности возникновения спазма. Выполняется не больше 3 часов в сутки. При этом процесс дыхания должен контролироваться специалистом.

Метод Стрельниковой предполагает образование сопротивления воздуха в легких. Комплекс разработан учителем пения для восстановления вентиляции легких. Но не всем пациентам разрешено выполнять данные упражнения.

Даже, несмотря на то, что лечебная гимнастика при бронхиальной астме значительно облегчает процесс поступления воздуха, пациентам нужно знать о правилах их выполнения:

  1. Категорически запрещено приступать к выполнению без предварительной разминки.
  2. Избегать вдыхания холодного воздуха.
  3. Нельзя задерживать дыхание более 7 секунд.

Кроме этого врачи не рекомендуют превышать установленную нагрузку, так как она определяется зависимости от особенностей организма, тяжести и степени заболевания. Превышение нагрузки на организм может стать причиной возникновения серьезных патологий.

Массаж

Массаж относится к методикам ЛФК и показан перед выполнением физических упражнений. Он не только расслабляет, но и способствует приливу крови к мышечной ткани, а также восстанавливает кровообращение. Данную процедуру должен делать только опытный специалист. При бронхиальной астме необходимо размягчать мускулатуру грудной клетки живота и межреберных промежутков. Массаж так же помогает предотвратить возникновение застойных явлений в бронхах.

Комплекс упражнений

Перед выполнением упражнений необходимо провести разминку.

  1. Простые наклоны. Исходное положение – стоя, руки располагаются вдоль тела. Вдох осуществляется через нос. Выдыхать через рот, при этом губы при наклоне нужно сложить трубочкой. Выдох должен быть дальше вдоха в три раза.
  2. Руки опустить вдоль тела, встать. Во время вдоха их согнуть в локтях и сомкнуть у груди, на выдохе вытянуть руки вверх. Затем плавно опустить.
  3. Исходное положение – стоя, руки расположить вдоль тела. Сделать вдох, а на выдохе согнуть одну ногу, при этом колено как можно ближе подтянуть к груди. Повторить для второй ноги.
  4. Для выполнения данного упражнения необходимо сесть на стул. Спину необходимо держать прямо, прижимая к спинке, руки опустить вдоль тела. Сделать медленный вдох, на выдохе выполнить наклон в одну сторону. Упражнение физической культуры выполняют, наклоняясь поочередно то в одну сторону, то в противоположную.

Все упражнения делают не больше 6 раз, при этом нужно контролировать глубину и ритм дыхания. Длительность выдоха должна быть больше вдоха в два раза.

Комплекс упражнений при обострении

После стабилизации состояния пациента и купирования астматического приступа рекомендовано выполнять следующие упражнения:

  1. Лечь на спину, под голову положить высокую подушку. При вдыхании воздуха через рот нужно поднимать живот. Выдох осуществлять через рот, живот слегка втягивать.
  2. Сесть на стул. Спина должна плотно прилегать к спинке стула. Во время вдоха поднять руки, согнутые в локтях и положить на плечи. При выдохе руки снова вытянуть вдоль тела.
  3. Сесть на стул. Руки отвести в разные стороны, при выдохе сделать наклон вперед и вниз, при этом коснувшись руками пола.

Все упражнения рекомендовано повторять не больше 5 раз. Также следует не допускать переутомления.

По мере нормализации состояния больного в систему включают упражнения для небольших групп мышц. Затем выполняются более энергичные движения для средних и больших мышечных групп. Между упражнениями специалисты рекомендуют делать небольшие паузы. Лечебная физкультура при бронхиальной астме во время приступов не должна включать те упражнения, которые связаны с высокой и продолжительной нагрузкой.

Что подходит детям

Малышам, особенно до года, лекарственные препараты назначаются в исключительных случаях, так как они негативно влияют на организм.

При установлении бронхиальной астмы в раннем возрасте заболевание может прийти самостоятельно в период полового созревания.

С целью облегчения состояния ребенка специалисты рекомендуют:

  1. Растирать тело сухим полотенцем.
  2. Регулярно менять постельное и нательное белье.
  3. Заниматься физической культурой с целью укрепления мышц.
  4. Принимать контрастный душ.

Соблюдение рекомендаций врачей значительно повышает шансы на полное выздоровление без применения лекарственных препаратов.

Бронхиальная астма – достаточно опасная патология, которая может привести к развитию серьезных последствий. Лечебная физкультура занимает особое место в лечении заболевания. Благодаря специально разработанным комплексам физических упражнений, дыхательной гимнастики и массажа значительно сокращается частота приступов. Но перед выполнением упражнений необходимо проконсультироваться с врачом, так как в ЛФК имеет ряд противопоказаний.

Использованные источники: zdorovie-legkie.ru

Дыхательная гимнастика для астматиков. Как правильно дышать

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Какой эффект ждать от лечебной физкультуры?

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Создаем благоприятные условия для занятий

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение — специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Осваиваем технику

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.

Дыхательные упражнения при астме

  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Гимнастика Стрельниковой при астме

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное — правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе — выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Видеоупражнения

Поможет ли йога?

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

Использованные источники: astmabronhit.ru

Статьи по теме