Сестринский уход при бронхиальной астме и хобл

Сестринский уход при бронхиальной астме

Бронхиальная астма – это хроническое неизлечимое заболевание. Медикаментозное лечение направлено на купирование приступов, контроль над заболеванием и улучшение самочувствия больного. Многие пациенты знают, как вести себя во время приступа. Если речь идет о взрослом человеке, то многие справляются самостоятельно, с детьми ситуация обстоит сложнее, им нужна помощь медицинского работника. Сестринский уход при бронхиальной астме необходим больному в периоды обострения и осуществляется в соответствии с определенным планом.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Задача медицинской сестры при работе с пациентами – астматиками состоит в следующем:

  • своевременно отреагировать на начавшийся приступ;
  • оказать квалифицированную помощь;
  • выявить причину приступа и потребности пациента;
  • научить больного самостоятельно справляться с приступом.

На первом этапе сестринского ухода необходимо выяснить, что вызывает приступ удушья. Для этого проводится опрос самого пациента, родителей или родственников. Медсестре необходимо знать, какой аллерген вызывает приступ, какие препараты можно применять в отношении больного, а какие он не переносит.

Основная цель медицинского работника – всячески облегчить состояние пациента и помочь ему справиться с астматическим приступом.

Проблемы, с которыми сталкивается астматик

Основной симптом бронхиальной астмы – это кашель, одышка и приступ удушья. Таким больным необходимо обследоваться дважды в год, если состояние ухудшается, рекомендуется госпитализация и лечение в стационаре.

При болезни астматики сталкиваются со многими проблемами:

  • страдают от недостатка жидкости в организме (причина в гипервентиляции легких);
  • у больных нарушается сон, многие подвержены бессоннице;
  • ухудшается аппетит;
  • люди часто испытывают панический страх перед приступом и постоянно находятся в состоянии тревоги;
  • затруднение дыхания вследствие гипоксии;
  • многие испытывают определенный дискомфорт, связанный с постоянным приемом лекарственных средств;
  • часто у астматиков развиваются осложнения;
  • некоторые больные, особенно дети, не в состоянии справиться самостоятельно с определенными трудностями во время обострений;
  • трудоспособные пациенты вынуждены ограничивать себя в выборе профессии.

Проблема маленьких пациентов в том, что они ограничены в активных играх и получении знаний. Задача сестринского ухода за пациентом заключается в необходимой помощи и обеспечении должного ухода.

План сестринского ухода при бронхиальной астме

Планирование сестринского процесса при астме позволяет оказывать квалифицированный уход. В него входит несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Выявление проблем больного.
  3. Дифференцирование астмы с похожими патологиями.
  4. Уход за пациентом с бронхиальной астмой при госпитализации, соблюдение необходимого режима отдыха, контроль нагрузок и питания.
  5. Выполнение лечебных мероприятий, контроль приема лекарственных средств и результата терапии.
  6. Оценка результативности ухода при бронхиальной астме.

Сбор анамнеза

На этом этапе необходимо выслушать пациента, чтобы понять его проблемы, медработник должен проанализировать жалобы и выявить возможность наследственной предрасположенности к астме.

Чаще всего больного беспокоит проблема с дыханием, кашель, одышка, хрипы и свист при дыхании, может наблюдаться повышение температуры. Необходим осмотр пациента в момент приступа, обычно, самочувствие резко ухудшается, человек может испытывать страх, чем усугубляет свое состояние.

Выявление проблем больного

Для обеспечения должного ухода следует выяснить проблемы, которые беспокоят больного. При выявлении астмы привычный жизненный ритм больного меняется, он должен научиться справляться с приступами и продолжать жить полноценной жизнью.

Задача медперсонала обеспечить максимальный уход за больным с бронхиальной астмой и помочь при обострениях. Необходимо помнить, что вследствие бронхоспазма и отека слизистой бронхов скапливается слизь, которая вызывает сильный кашель и удушье.

Как исключить похожие болезни?

Симптомы астмы схожи со многими заболеваниями органов дыхания, но фельдшер должен уметь отличить астматический приступ от похожей болезни:

  • хронический бронхит с обструкцией (применение глюкокортикостероидов не дает эффекта);
  • сердечная астма – характерна ночными приступами одышки, сопровождается тахикардией, ощущением сдавливания груди, дыхательной недостаточностью, основным отличием от бронхиальной астмы является отсутствие изменения местоположения диафрагмы;
  • истероидная астма сопровождается затрудненным дыханием на вдохе и выдохе, имеет три формы, может возникнуть остановка дыхания;
  • обтурационная астма возникает при механическом удушье из-за новообразования или попадания инородного тела;
  • сенная лихорадка, сезонное заболевание, сопровождается комплексом признаков аллергической реакции – бронхоспазм, конъюнктивит, ринит, в периоды ремиссии никак не проявляется;
  • аспиргиллез – аллергическое заболевание органов дыхание, провоцирует реакция на грибы аспергиллы, поражаются не только дыхательные пути, но и сосуды.

Одышку или приступ удушья могут вызвать ряд других болезней, но они имеют свои признаки, по которым их легко отличить от бронхиальной астмы.

Уход за больным в стационаре

При госпитализации сестринский уход за больными с бронхиальной астмой направляется на улучшение состояния больного и купирование осложнений. В план ухода входит контроль режима отдыха и питания, помощь в организации досуга, создание комфортных условий в больничной палате.

Если больной не может самостоятельно принимать пищу или проводить гигиенические процедуры, медсестра ему помогает, чаще всего это относится к детям и людям пожилого возраста.

Фельдшеру необходимо проследить за выполнением назначений врача и выяснить, имеет ли терапия эффект. Также на этом этапе предусматривается общение с пациентом или родителями ребенка, цель которого выявление причины патологии и профилактические меры в отношении различных осложнений. Иногда приходится доносить до больного, что лечение в условиях стационара принесет больше пользы.

С пациентом необходимо общаться и объяснять пользу диетического рациона питания, соблюдения режима отдыха и лечения. Следует позаботиться о досуге больного, следует сообщить родственникам или родителям о необходимости наличия книг или игрушек.

Медицинский персонал должен обеспечить не только комфорт в палате, но и влажную уборку и регулярное проветривание.

Выполнение назначений врача

Бронхиальная астма требует базисного лечения, которое и обеспечивает медсестра. Ее задача убедить больного в необходимости соблюдения врачебных назначений и непрерывного курса лечения. Пациента следует просветить о возможных побочных действиях лекарств и научить пользоваться ингалятором. Также необходимо вести ежедневные записи для контроля своего состояния.

В план ухода входит контроль обследований, назначенный для диагностики или оценки эффективности лечения. Больному нужно рассказать, для чего проводится та или иная процедура. Кроме этого, астматики нуждаются в психологической поддержке, особенно дети, иногда участие необходимо и родителям.

В случаях возникновения побочных действий назначенных лекарств, фельдшеру необходимо правильно среагировать и принять меры. При терапии, которая не дает лечебного эффекта, необходимо поставить в известность врача для замены препаратов.

При бронхиальной астме у детей фельдшер должен контролировать состояние больного несколько раз в день, измерять температуру, прослушивать сердцебиение, наблюдать за дыханием, всячески поддерживать ребенка, чтобы психологический фактор не помешал лечению.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей очень важен для эффективного лечения и наступлении фазы ремиссии. При улучшении состояния, больного могут выписать и перевести на амбулаторное лечение.

Как помочь пациенту во время приступа

При бронхиальной астме план ухода включает в себя помощь во время приступа, для этого фельдшер должен действовать в соответствии со схемой:

  • в первую очередь нужно устранить аллерген;
  • больному нужно ввести бронхорасширяющий препарат с помощью ингалятора;
  • можно дать выпить горячий содовый раствор;
  • для ног приготовить ванну с сухой горчицей;
  • если ингалятор не оказал действия, следует дать больному антигистаминный препарат;
  • при затяжном приступе взрослому вводят подкожно Эфедрин;
  • если приступ проходит в тяжелой форме, применяется Преднизолон.

Если пациент малыш до 5 лет, можно применять для купирования приступа аэрозоли с дозатором, разрешен к применению и небулайзер. Детям до 2 лет небулайзеры или аэрозоли используют с лицевой маской.

Астматический статус

При астматическом статусе привычный ингалятор не поможет, если фельдшер ухаживает за больным, он должен вовремя убрать ингалятор, чтобы пациент не навредил себе. Нужно срочно вызвать врача и помочь пациенту принять удобное положение. В таком состоянии больному дают влажный кислород и горячий щелочной раствор. В этой ситуации главное сохранять спокойствие и помочь больному не впасть в паническое состояние.

Сестринский процесс включает в себя беседы с пациентом о пользе дыхательной гимнастики, о вреде курения и необходимости исключения аллергенов из жизни больного.

Использованные источники: zdorovie-legkie.ru

Сестринский уход при ХОБЛ

Задачи медицинской сестры — оценить тяжесть состояния и определить, нарушенные потребности и обусловленные ими приоритетные проблемы.

Обусловленные тяжестью заболевания:

— цианоз, одышка, несмотря, вялость и сонливость больного, могут быть оценены как проблема пониженного газообмена.

— высокая температура (гипертермия)

— плохое отхождение вязкой мокроты (неэф-фективное очищение дыхательных путей)

— возбуждение или заторможенность, нарушения ритма дыхания (проблемы, связанные с гипоксией и возможным отеком мозга)

— повторяющиеся тяжелые приступы бронхиальной астмы с плохим отхождением мокроты,

— наличие провоцирующих факторов (пыль, раздражающие запахи, аллергены),

— частые обострения ХОБЛ обуславливают проблему, которая может быть названа как высокий риск удушья, развития легочно — сердечной недостаточности.

Эти проблемы больного медицинская сестра решает вместе с врачом и другими членами медицинской бригады.

Основные проблемы связанные с личностью больного:

1. Непонимание вреда вредных привычек и отсутствие самоконтроля

2. Дефицит знаний и заботы о своем питании

3. Недостаточная самогигиена

4. Несоблюдение режима приема лекарственных средств

5. Дефицит знаний о само и взаимопомощи

6. страх, чувство безнадежности

Большинство проблем медицинская сестра определяет как дефицит знаний больного, семьи, устранение которого поможет больному:

— принимать такое положение, которое уменьшает одышку, улучшает отхождение мокроты

— правильно пользоваться ингалятором, простыми физиотерапевтическими процедурами (горячие ручные и ножные ванны, паровые ингаляции, физическими упражнениями, которые помогают устранению тягостных симптомов и облегчают состояние больного)

— выполнять предписанный план обследования и лечения

— отказаться от вредных привычек — курения и алкоголя

— сохранить и повысить свою физическую активность

— привлечь больного и его семью к выполнению плана лечения, назначенного врачом и плана сестринской помощи.

При решении этих проблем медицинская сестра является ведущим исполнителем, привлекая больного его семью, консультируясь с врачом, другими членами медицинской бригады

Тактика ведения больного с нетяжелым обострением ХОБЛ:

* адекватная гидратация, облегчение отхождения мокроты;

* безусловный отказ от приема седативных препаратов;

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что при обострении ХОБЛ, отвечающем всем трем «виннипегским критериям», антибиотики безусловно показаны.

Если в конкретной клинической ситуации вопрос о назначении антибиотиков при обострении ХОБЛ решается положительно, то с равноожидаемой эффективностью могут быть назначены:

— аминопенициллины (амоксициллин, ампициллин),

— макролиды (эритромицин, азитромицин и др.),

— оральные цефалоспорины (цефуроксим и др.) или «респираторные» фторхинолоны (грепафлоксацин и др.).

В общем виде перечень лечебных мероприятий при развитии тяжелого обострения ХОБЛ, требующего госпитализации, может быть сведен к следующему:

> мониторинг водного баланса и питания;

> гепаринотерапия (предпочтительнее низкомолекулярные гепарины) с учетом длительного постельного режима, дегидратации, полицитемии, возможного анамнеза венозного тромбоза и > > тромбоэмболии ветвей легочной артерии;

> выявление и коррекция сопутствующих патологических состояний (сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца и др.).

Использованные источники: vuzlit.ru

Сестринский уход.

Дайте определение хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Укажите этиологические факторы развития ХОБЛ. Охарактеризуйте основные клинические симптомы. Укажите принципы лечения ХОБЛ. Опишите сестринский уход.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)-хроническое воспалительное заболевание бронхов, в основе которого лежат прогрессирующая обструкция бронхов, развивающаяся в ответ на воздействие повреждающих частиц или газов, и эмфизема легких.

Этиология:

Интенсивное и длительное курение( более 20 лет). Плохая экология окружающей среды. Инфекционный фактор(пневмококк, стафилококк, хламидии). Наследственная предрасположенность и другие факторы( возраст более 45 лет, злоупотребление алкоголем, хронические очаги инфекции(ЛОР)).

Клиника:

Существует 2 фазы: фаза обострения и фаза ремиссии.

В фазе ремиссии одышка при физической нагрузке, кашель с мокротой которая трудно отделяется, утомляемость, плохой аппетит, при аускультации- сухие хрипы.

В фазе обострения кашель усиливается, увеличивается количество вязкой гнойной мокроты, которая трудно отделяется, больного беспокоит выраженная одышка и даже приступы удушья, боли в грудной клетке. Симптомы интоксикации: повышается температура, появляется потливость, головная боль, ухудшается аппетит и сон. При осмотре: грудная клетка вздута, бочкообразная, цианоз кожи и слизистых. Перкуторно определяется коробочный звук, аускультативно-тахипноэ, ослаблено дыхание, рассеянные сухие свистящие хрипы и непостоянные влажные хрипы.

Осложнения: острая и хроническая дыхательная недостаточность, кровохарканье, хроническое легочное сердце, эмфизема легких.

Принципы лечения: Немедикаментозное лечение: Режим в фазе обострения полупостельный, диета Б(стол 15). Рекомендуется обильное теплое питье(щелочное) — это подогретая минеральная вода или молоко с содой или боржоми. Необходимо полностью исключить курение.Щелочные ингаляции для разжижения мокроты. Массаж, лечебная дыхательная гимнастика. Если дыхательная недостаточность- оксигенотерапия( длительная до 18 часов в сутки).

Базисная терапия: бронхолитики (лучше в небулайзере): 1) антихолинэрги-ческие( ипратропиум бромид, тиотропиум бромид) постоянно по 40 мкг 3-4 раза в день; 2) ингаляционные бета-2-агонисты короткого действия(беротек, сальбутамол); эффективно применяет-ся комбинированная аэрозоль беродуал – фенотерол в комбинации с ипратропиумом бромидом,- по 1-2 вдоха 3-4 раза в день; 3) теофиллины длительного действия в таблетках (теопек, теодур). При отсутствии эффекта от вышеперечисленных препаратов назначаются глюкокортикостероиды в аэрозоли (бекламет, бекотид), при тяжелых обострениях системные глюкокортикостероиды. Эффективна длительная терапия комбинированной аэрозольюсеретидом(сальметерол с флутиказоном). При тяжёлых обострениях ХОБЛ и признаках инфекции назначают антибиотики( пенициллины, макролиды, цефалоспорины, фторхинолоны).

Сестринский уход.

— обеспечивает: соблюдение назначенного врачом режима питания и двигательного режима, обеспечивает обильным щелочным питьем, контроль АД, ЧДД, пульса, контроль приема медикаментов, контроль количества и характера мокроты, проведение кислородотерапии, ЛФК;

— своевременно и правильно выполняет назначения врача;

— проводит обучение пациентов кашлевой культуре, дренажным положениям, правилам приема лекарств, дыхательной гимнастике; проводить лечебный массаж грудной клетки в сочетании с вибрационным;

— проводит беседы о значении дыхательной гимнастики, мерах по предупреждению обострений заболевания;

— обеспечивает подготовку к дополнительным исследованиям( лабораторным инструментальным).

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 24 ; Нарушение авторских прав

Использованные источники: lektsii.com

Тема 3.1.5. Сестринский процесс при ХОБЛ

Лекция № 12

Раздел 3. Специальная часть. Сестринский процесс при заболеваниях внутренних органов.

Раздел 3.1. Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания

Тема 3.1.5. Сестринский процесс при ХОБЛ

Содержание учебного материала теоретического занятия.

ХОБЛ. Сущность. Эпидемиология. Причины. Клинические проявления. Роль медсестры в диагностике заболевания. Принципы лечения (отказ от курения, лекарственная терапия, оксигенотерапия). Профилактика. Типичные проблемы пациентов.

Эмфизема легких, пневмосклероз. Определения, сущность. Клинические проявления. Профилактика. Диспансеризация.

После изучения темы студент должен знать:

— заболевания, относящиеся к группе ХОБЛ;

— факторы, способствующие развитию ХОБЛ;

— причины обструкции дыхательных путей при ХОБЛ;

— принципы лечения ХОБЛ;

— типичные проблемы пациента / семьи;

— профилактику и реабилитацию пациентов с ХОБЛ.

Студент должен уметь:

— осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом с ХОБЛ;

— подготовить пациента к обследованиям (исследование ФВД, Пикфлоуметрия, рентгенография грудной клетки, компьютерная томография, ЭКГ, анализ крови, мокроты и др.);

— провести лекарственную терапию и оксигенотерапию (по назначению врача);

— консультировать пациента / семью по вопросам профилактики.

Хронические обструктивные заболевания легких– группа заболеваний (хронический бронхит, в том числе обструктивный, бронхиальная астма, эмфизема легких и др.) характеризующихся постоянным или преходящим нарушением проходимости бронхиального дерева с развитием и дальнейшим прогрессированием дыхательной недостаточности.

Характерно:

· незаметное для многих пациентов начало,

· появление «значимых» клинических проявлений уже на этапе грубых морфологических и функциональных изменений органов дыхания.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 8130 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Использованные источники: helpiks.org