Строгий постельный режим при бронхиальной астме

Всё о бронхиальной астме

У термина «болезнь» есть много синонимов, в том числе заболевание, недуг, расстройство, патология и другие. Все они описывают любое внешнее или внутреннее изменение, которое мешает нормальному функционированию организма человека. Существует множество обязательных факторов, которые необходимы для того, чтобы человек оставался здоровым. Среди них чистые воздух и вода, правильный рацион питания, соблюдение правил личной гигиены, адекватные физические нагрузки и др.

Бронхиальная астма — хроническое заболевание дыхательных путей, характеризующееся развитием хронического аллергического воспаления и гиперреактивности бронхов, с повторяющимися эпизодами бронхиальной обструкции, проявляющейся одышкой, свистящими хрипами в легких, кашлем, чувством стеснения в груди, особенно ночью или ранним утром.

В мире от бронхиальной астмы страдает около 100 млн человек, что составляет 5% от числа жителей планеты. Однако данные о распространенности астмы колеблются в широких пределах, что зависит от климатогеографической зоны, загрязнения воздуха, питания, наслед­ственной предрасположенности, курения, уровня потребления ле­карств, психических стрессов, миграции населения, методов исследования, определения и трактовки астмы.

Этиология. Все этиологические факторы, приводящие к возникновению бронхиальной астмы, распределяются на 5 групп:

  1. неинфекци­онные аллергены (дым, пыльца растений, пыль, пищевые продукты, производственные ирританты, лекарственные вещества, домашний пылевой клещ, насекомые, шерсть животных);
  2. инфекционные ал­лергены (вирусы, бактерии, грибы, паразиты, простейшие);
  3. профес­сиональные вредности;
  4. физические факторы (физическое усилие, холодный воздух) и неблагоприятные метеофакторы;
  5. нервно-пси­хические воздействия (стресс).

В происхождении астмы большое зна­чение имеет наследственная предрасположенность, когда изменения в организме, приводящие к гиперреактивности бронхов, передаются по наследству.

Патогенез. На фоне воспалительного процесса под влиянием этиологического фактора (аллерген, физическое усилие, нервно-психическое воздействие, аспирин) у больных возникает спазм и отек дыхательных путей, в них вырабатывается в повышенном количестве слизь, они становятся гиперчувствительными к раздражителю. В дальнейшем этот фактор приобретает роль триггера (провокатора) присту­па. Если проводится адекватное лечение, воспаление может уменьшаться на длительное время, а частота возникновения симптомов болезни стать минимальной.

Классификация.

  1. Астма с преобладанием аллергического компонента.
  2. Неаллергическая астма.
  3. Смешанная астма.
  4. Астматический статус.

Варианты течения по степени тяжести:

Легкое интермиттирующее течение: симптомы астмы реже 1 раза в неделю, ночные симптомы 2 раза в месяц и реже.

Легкое персистирующее течение: симптомы астмы чаще 1 раза в неделю, но реже 1 раза в день, ночные симптомы чаще 2 раз в месяц, но реже 1 раза в неделю.

Среднетяжелая астма: ежедневные симптомы астмы, ночные симптомы чаще 1 раза в неделю.

Тяжелая астма: ежедневные симптомы астмы многократно в течение дня, частые ночные симптомы, ограничение физической активности.

Фазы болезни: обострение и ремиссия (межприступный период).

Клиника.

Для бронхиальной астмы характерны следующие симптомы:

Под влиянием триггера (провокатора) возникает приступ бронхиальной астмы, который чаще всего проявляется приступом удушья, но может проявляться только эпизодом свистящего дыхания или толь­ко приступообразного кашля с отхождением густой, вязкой мокроты, особенно в ночное время или только чувством стеснения в груди.

Приступ удушья характеризуется: вы­нужденным положением тела — сидя с наклоном вперед и опорой руками на находящиеся впереди предметы, дистанционными свистя­щими хрипами (т.е. хрипы слышны на расстоянии), цианозом, повышенным потоотделением; выраженной одышкой экспираторного характера, кашлем с трудноотделяемой густой, вязкой, стекловидной мокротой.

Каждый приступ астмы протекает в определенной последовательности и имеет три периода:

  1. предвестников (зуд в носу, чихание, выделение из носа прозрачной водянистой слизи и др.);
  2. разгара (приступ кашля с трудно отделяемой мокротой, свистящее дыхание или заложенность в груди, удушье или их сочетание),
  3. обратного развития.

Астматический статус. Это синдром острой дыхательной недостаточности, развившийся у больных бронхиальной астмой вследствие обструкции дыхательных путей, резистентной к терапии бронхолитиками.

Частыми причинами возникновения астматическо­го статуса является избыточное потребление снотворных, успокаива­ющих средств, прием препаратов, вызывающих аллергическую реакцию со стороны бронхов (салицилаты, анальгин, антибиотики и др.), избыточный прием ингаляционных бронхолитиков (более 6 раз в сутки). Все это необходимо учитывать медицинской сестре при уходе за пациентами с бронхиальной астмой.

При астматическом статусе в ответ на введение спазмолитическо­го средства или ингаляцию бронхолитика вместо улучшения состояния уду­шье нарастает, появляются боли в сердце, сердцебиение, повышает­ся АД. Это соответствует I стадии астматического статуса.

При прогрессировании процесса состояние продолжает ухудшаться. Дыхание становится ча­стым, поверхностным, в легких количество сухих хрипов уменьшает­ся вплоть до их исчезновения («немое легкое»), что свидетельствует о II стадии астматического статуса.

Если лечение проводится неадекват­но, то больной теряет сознание и впадает в кому. Наступает III ста­дия астматического статуса.

Осложнения бронхиальной астмы: острая и хроническая дыхательная недостаточность, легочно-сердечная недостаточ­ность, легочное сердце, эмфизема легких, ателектаз, пневмо­торакс, во время приступа потенциальная проблема пациента – астматический статус.

Диагностика.

Диагностика бронхиальной астмы в основном проводится на основании оценки симптомов, физикальных данных и оценки функции легких.

При физикальном исследовании в легких выслушиваются диффузные сухие свистящие хрипы.

Оценка функции легких включает: определение объема и скорости форсированного выдоха (с помощью спирографии, пневмотахиметрии), пиковой объемной скорости выдоха (с помощью пикфлоуметрии). Проводятся тесты с бронходилататорами, позволяющие определить обратимость обструкции, что имеет большое значение для диагностики бронхиальной астмы. Они также необходимы для подбора лекарственных средств и оценки эффективности проводимого лечения.

В общем анализе крови умеренно повышена СОЭ, эозинофилия.

При общем анализе мокроты выявляется большое количество эозинофилов, иногда спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.

Для идентификации аллергена или группы аллергенов при бронхиальной астме используют тесты на чувствительность к аллергенам, в частности скарификационные. Показанием для проведения кожных тестов является не­обходимость подтверждения данных анамнеза и клиники, указы­вающих на роль того или иного аллергена или группы аллергенов в возникновении симптомов бронхиальной астмы. Аллергологическое тестирование проводится только в период клинической ре­миссии бронхиальной астмы и после санации очагов хронической инфекции. Обследование не проводят в период обострения атопического дерматита и аллергического ринита, часто сочетающихся с бронхиальной астмой, при лечении гормональными и антиаллер­гическими лекарственными средствами (они искажают (снижают) кожную чувствительность).

Рентгенологически при бронхиальной астме выявляются признаки эмфиземы легких (повышенной воздушности легочной ткани).

Лечение бронхиальной астмы.

Режим назначается свободный, диета Б (базовый рацион), по прежней инструкции стол № 15, гипоаллергизирующая (увеличивается до 2 л в сутки количество потребляемой жидкости, исключаются рыба, молоко, цитрусовые, яйца, мясо птицы, шоколад, кофе).

Обяза­тельно проводится немедикаментозное лечение. Оно включает: 1) гипоаллергизирующую диету; 2) санацию очагов инфекции в лор-органах; 3) кон­троль над триггерами (гипоаллергенный быт); 4) дыхательную гимнастику; массаж грудной клетки; 5) психотерапию; 6) ЛФК; 7) физиотерапию, иглорефлексотерапию, психотерапию; 8)применяется иммунотерапия аллергенами, она эффективна при небольшом количестве причинно-значимых аллергенов (1-3).

Медикаментозное лечение. Стратегия лечения бронхиальной астмы предусматривает ступенчатый подход, при котором объем терапии возрастает соответственно тяжести заболевания – 4 ступени терапии соответственно 4 степеням тяжести.

Для лечения астмы применяют две основные группы лекарств.

1. препараты, облегчающие симптомы астмы (бронхолитические средства).

Это могут быть бронхолитики короткого действия – они назначаются лечащим врачом для снятия приступа:

  1. ингаляционные бета-2-агонисты короткого действия (сальбутамол, беротек и др.),
  2. антихолинергические средства (аэрозоль ипратропиум бромид (атровент) и др.), назначаются в случаях непереносимости бета-2-агонистов или при наличии побочных эффектов при их применении;
  3. теофиллины короткого действия (эуфиллин внутрь и парентерально и другие препараты) — назначаются в случаях непереносимости бета-2-агонистов и антихолинергических препаратов или в случае побочных эффектов при их применении.

Для снятия приступа любой тяжести оптимально использовать бета-2-агонисты короткого действия.

К бронхолитическим препаратам пролонгированного (продленно­го) действия относятся:

  • ингаляционные бета-2-агонисты длительного действия — сальметерол в дозированном аэрозоле,
  • оральные теофиллины длительного действия — теодур, теопек в таблетках.

Их действие начинается спустя длительное время (2—3 ч) после приема и продолжается 12 и более часов. Поэтому принимаются они обычно вечером. Для экстренной помощи их принимать нельзя.

2. Вторая группа лекарственных препаратов в настоящее время составляет основу лечения бронхиальной астмы (базисная терапия). Это противовоспалитель­ные средства длительного действия, позволяющие контролировать болезнь. Сами они не снимают приступ, но в сочета­нии с препаратами первого вида помогают предупреждать появление приступов астмы. К таким препаратам относятся:

  • нестероидные противовос­палительные средства несистемного действия: интал (кромогликат натрия) в капсулах для ингаляций и дозированном аэрозоле; недокромил-натрий (тайлед) в ингаля­циях.
  • ингаляционные глюкокортикостероиды (будесонид, беклометазон),
  • системные глюкокортикостероиды (преднизолон, бетаметазон), они назначаются для лечения тяжелой астмы.

Начинается прием глюкокортикостероидов с ингаляционной формы, при отсутствии эффекта переходят на прием системных кортикостероидов. Длительный прием системных глюкокортикостероидов вызывает следующие осложнения: артериальная гипертензия, остеопороз, угнетение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, сахарный диабет, катаракта, ожирение, мышечная слабость, что должна учитывать медицинская сестра как потенциаль­ные проблемы пациентов.

Для контроля течения бронхиальной астмы и оценки эффективности проводимого лечения применяется пикфлоуметрия, которая может проводиться пациентом на дому самостоятельно. Пикфлоуметр содержит отметки зон, необходимые врачу для определения этапа лечебной программы. Отметка зон значений пикового потока про­водится разноцветными пластиковыми стрелочками, которые помещаются в желобок напротив шкалы. Красная, желтая и зеленая зоны обозначают размещение стрелочек соответствую­щих цветов напротив принятого значения.

Зеленая зона обозначает, что симптомы астмы отсутствуют или минимальны. Астма под контролем.

Желтая зона. Отмечаются легкие симптомы астмы. Необходим врачебный контроль.

Красная зона обозначает тревогу. Отмечаются симптомы астмы в покое. Пациенту следует незамедлительно сделать два вдоха беротека или другого препарата короткого действия и обратиться за скорой медицинской помощью.

Использование пикфлоуметра для мониторирования бронхиальной астмы обязательно должно проводиться под контролем врача.

Доврачебная помощь при приступе бронхиальной астмы.

Информация: У больного бронхиальной астмой внезапно развился приступ удушья. Пациент сидит, опершись руками о спинку стула, дыхание свистящее, «дистанционные» сухие хри­пы, кашель с трудно отделяемой мокротой. Грудная клетка вздута, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, дыхание учащенное, тахикардия.

Использованные источники: 36n6.ru

Гипоаллергенный режим при бронхиальной астме

Бронхиальная астма –это хроническое заболевание бронхов, которое сопровождается сужением просвета и приступами удушья. Развиться заболевание может и у молодых, и у пожилых, но в детском возрасте вероятность возникновения выше.

Бронхиальная астма идет бок о бок с аллергией, зачастую именно аллергены провоцируют развитие приступа. Также вызвать приступ могут некоторые бактерии и грибы. Поэтому для успешного лечения астмы необходимо соблюдать гипоаллергенный режим.

Принципы питания больных бронхиальной астмой. Питание пациентов, страдающих бронхиальной астмой, в период ремиссии должно быть полноценным, сбалансированным и разнообразным, и гипоаллергенным при наличии пищевой аллергии.

Диета должна включать достаточное количество белков, в том числе животных. Необходимо употреблять мясо и рыбу (рекомендуются нежирные сорта), молочные и молочнокислые продукты.

Уделять внимание не только рациону, но и режиму питания для больных бронхиальной астмой. Одним из факторов риска развития бронхоспазма является перерастяжение желудка. Поэтому переедание недопустимо, следует употреблять пищу небольшими порциями 5–6 раз в день, пить жидкость лучше через 1–2 часа после еды. Также не следует наедаться на ночь, последний прием пищи должен осуществляться не позднее чем за 2 часа до сна.

Мероприятия для снижения воздействия аллергенов клещей домашней пыли

регулярная стирка постельного белья (1-2 раза в неделю) при температуре 55-60°С для уничтожения клещей (стирка холодной водой уменьшает содержание клещевых аллергенов на 90%, а стирка горячей водой уничтожает клещей);

стирать подушки, пуховые одеяла и мягкие игрушки горячей водой 55-60°С, можно промораживать или держать под прямыми солнечными лучами в течение дня для уничтожения клещей и использовать для чехлов непроницаемые для клещей ткани;

адекватная вентиляция жилища, обеспечивающая снижение влажности в доме до 50% и ниже, что важно для контроля за количеством клещей.

использовать для уборки жилища вакуумные пылесосы;

убрать из комнаты ребенка компьютер, телевизор, ковры, драпированные шторы;

использовать специальные салфетки для уборки пыли с поверхностей;

для обеспечения лучших условий для чистки желательна замена напольных покрытий и мебели на легко моющиеся;

удаление из комнаты ребенка комнатных растений;

удаление домашних животных из квартиры при наличии эпидермальной аллергии.

Мероприятия по уменьшению контакта с пыльцой

Проветривание помещений в те часы, когда концентрация пыльцы в воздухе наименьшая (например, вечером), и закрывание окон днем в пик поллинации.

Ношение солнцезащитных очков для уменьшения попадания пыльцы на слизистую глаз.

Исключение контактов с травой, сеном и участия в сельхозработах, связанных с травой и сеном.

Использование в автомобиле и в доме кондиционеров со специальными противопыльцевыми фильтрами.

Проведение в квартире ежедневной влажной уборки;

Мероприятия по устранению контакта с аллергенами грибов:

использовать осушители воздуха для помещений с повышенной (более 50-60%) влажностью;

незамедлительно устранять любые протечки воды в доме для предотвращения высокой влажности и появления пятен плесени.

не принимать участие в садовых работах осенью и весной, так как именно лежалые листья и трава служат источником плесневых грибков в воздухе. Исключить контакт с собранными или горящими листьями, заплесневелым сеном или соломой.

Использованные источники: studfiles.net

Двигательный режим

Постельный режим.Задачи средств ЛФК:

• восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения ар­териальной крови кислородом путем: а) снижения напря­жения дыхательной мускулатуры; б) выработки нормаль-

ных соотношений дыхательных фаз; в) развития ритмич­ного дыхания с более продолжительным выдохом; г) уве­личения дыхательных экскурсий диафрагмы;

• развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих
увеличение вентиляции легких и повышение газообмена
путем: а) укрепления дыхательной мускулатуры; б) увели­
чения подвижности грудной клетки;

• улучшение функции системы кровообращения;

• адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей
физической нагрузке.

Исходное положение больного: лежа на спине, на боку, сидя на кровати, опустив ноги.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимуществен­но изотонического характера, охватывающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения — статические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности.

Кроме того, используются утренняя гигиеническая гимнас­тика (УГГ), самостоятельные занятия, массаж (приемы поглажи­вания и растирания).

Метод проведения ЛГ и УГГ — индивидуальный и мало­групповой.

Полупостельный, или палатный, режим.Задачи средств ЛФК:

• нормализация функции внешнего дыхания;

• улучшение функций кардиореспираторной системы;

• дальнейшая адаптация всех систем организма к возрас­
тающей физической нагрузке.

Исходное положение больного: сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично первому режиму), постепенно включают в занятия упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника. Используются гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиальных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускулатуру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

Свободный режим.Задачи средств ЛФК:

• восстановление функции внешнего дыхания;

• дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к
возрастающей физической нагрузке;

• подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Исходное положение больного: сидя, стоя, свободное пере­движение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используются гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Физические нагрузки — средней интенсивности.

Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов/мин, велотренировки, тредмил, трудотерапию.

Если при велоэргометрической пробе толерантность к мышечной работе ниже 50 Вт, тренировки противопоказаны. Больные, имеющие толерантность к мышечной работе 75 Вт и выше, тренируются на вел*отренажере или тредмиле по следующей схеме: 5 мин — 25 Вт; 5 мин — 50 Вт; 5 мин — 25 Вт, скорость педалирования 60 об/мин. После тренировки рекомендуется ходьба со скоростью 60 шагов/мин. Цикл велотренировок продолжается не менее 2 нед. При повышении толерантности к мышечной работе можно проводить повторный цикл тренировок (в поликлинических условиях) с увеличе­нием каждой нагрузки на 15—25 Вт. Критерием адекватности нагрузки при тренировках является отсутствие признаков ее непереносимости. Эта величина должна не превышать под-пороговую или соответствовать формуле: 180 — возраст (лет). Например, больной 40 лет, толерантность 100 Вт. Во время тренировки ЧСС не должна превышать 140 уд/мин, что соответствует нагрузке средней интенсивности. Период восстановления после тренировки не должен продолжаться более 5—7 мин.

а Особенности занятий при бронхиальной астме. Впроцедуру ЛГ включаются дыхательные упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД (по В.В.Гневушеву). В начале обучения осваивают в большей степени навык-«полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначается термином «дыхательный ин­тервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму

дыхания преследует цели: а) увеличение дыхательного объема (ДО) в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД.

При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) вы­дох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затруд­ненное дыхание.

Тренировка строится по следующей схеме: ДИ(2:4) — ДИ(3:4) — ДИ(4:4) — ДИ(6:4) — ДИ(8:3) и т.д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

«Звуковая» гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» — «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы: I) наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; 2) средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з; 3) наименьшей — звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнас­тики — выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходят наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: на­пример, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры Л Г. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40— 50 % общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не бо­лее 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеб-

лется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2—3 раза в день.

Длительность тренировочного периода зависит от клини­ческого течения болезни.

Постуральный дренаж и дренажная гимнастика.При гнойных заболеваниях легких ЛФК направлена прежде всего на уменьшение интоксикации организма путем стимуляции дренажной функции бронхов и освобождения их от скопления мокроты. Выведение больных из состояния интоксикации облегчается специальными упражнениями, улучшающими отток мокроты, а также приемами посту-рального дренажа (дренаж положением).

Методика занятий, помимо включения дренажных уп­ражнений, улучшающих отслоение мокроты от стенок бронхов и отток ее, позволяет использовать положения тела, при которых обеспечивается расположение зоны поражения легких выше бифуркации трахеи. Вследствие этого создаются благоприятные условия для оттока мокроты из полостей и пораженных бронхов. Достигая бифуркации трахеи, где чувствительность кашлевого рефлекса выражена наиболее сильно, мокрота вызывает рефлекторно непроизвольный кашель, сопровождающийся ее отделением. Необходимым условием отделения мокроты является удлиненно-форсированный выдох, который нужен для создания мощного воздушного потока, способного увлечь за собой секрет. Усиление оттока мокроты достигается также применением в занятиях ЛГ частой смены исходных положений (например, переход из положения лежа в положение сидя или повороты туловища в исходном положении лежа, справа налево и др.). Легкое поколачивание по спине больного и круговое растирание в области груди и спины, а также над предполагаемым местом поражения бронхов также усиливают отделение мокроты.

При локализации гнойного процесса в нижних долях легких мокрота выделяется при условии глубокого диафрагмального дыхания в исходном положении лежа на спине (животе) на наклонной плоскости (под углом 30—40°) вниз головой (см. гла­ву 2 «Основы лечебной физической культуры»). Для удаления гнойного содержимого следует провести упражнения, связанные с напряжением мышц брюшного пресса (например, попере­менное поднятие прямых ног, круговые движения прямой ногой, скрестные движения прямыми ногами — «ножницы» и др.).

При локализации процесса в средней доле правого легкого мокрота хорошо отходит в исходном положении лежа на спине с подтянутыми к груди ногами и откинутой назад головой, а также в исходном положении лежа на левом боку с опущенными вниз головой и рукой.

При локализации процесса в верхних долях легких мокрота лучше отделяется при выполнении упражнений из исходного положения лежа на больном боку с приподнятым головным концом кушетки, а также в исходном положении сидя и стоя.

Специальный постуральный дренаж, т.е. дренаж положением, основанный на принятии больным такого положения, при котором гнойный секрет течет сверху вниз в силу своей тяжести, также необходимо включать в занятия ЛГ. Периодически после выполнения упражнений, возбуждающих дыхание, больные должны принимать типичное для постурального дренажа положение.

Противопоказаниядля занятий дренажной гимнастикой и постуральным дренажем: легочные кровотечения (но не крово­харканье!), выраженная легочно-сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда или легкого.

Дата добавления: 2015-07-04 ; просмотров: 407 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Использованные источники: helpiks.org

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) — самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма — это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:
Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.
Гиперреактивность бронхов — повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.
Наследственность — риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:
Аллергены — пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.
К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.
Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).
Действие причинных факторов усугубляют:
— Респираторные вирусные инфекции — вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.
— Патологическое течение беременности — контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.
— Недоношенность, нерациональное питание ребенка — раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.
— Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.
— Пассивное или активное курение — 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.
— Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.
— Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:
— легкая — дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;
— среднетяжелая — приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:
— тяжелая — приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.
Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия — мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.

Лечение бронхиальной астмы

1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.
Гипоаллергенная диета — исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.
Гипоаллергенный быт — особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей — акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.
— Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.
Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет — ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет — ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.
— Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.

Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
— Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза — сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации — сухие свистящие и влажные хрипы.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений

Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Использованные источники: sestrinskoe-delo.ru

gabiya.ru

Шпаргалка по Сестринскому делу от «GABIYA»

Главное меню

Навигация по записям

Лечебно-охранительный режим: понятие, элементы. Виды режимов двигательной активности

Лечебно-охранительный режим — это комплекс лечебныхи профилактических мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического ипсихического покоя пациентов и медицинского персонала.

В основе режима лежит устранение или ограничение воздействия на пациентов неблагоприятных факторов внешней среды.

Элементы лечебно — охранительного режима:

  1. Целесообразная физическая активность;
  2. Психологический комфорт пациента;
  3. Распорядок дня лечебного отделения.

Подвижность (мобильность) – способность пациента перемещаться в пространстве. При уходе за пациентом сестра обеспечивает безопасность пациента путем эффективного использования мышечной силы, координации движений, массы тела.

Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания.

Строгий постельный — назначают в период начала тяжелых острых состояний(острый инфаркт миокарда, сотрясение мозга) – пациенту не разрешают самостоятельные перемещения в постели. Все основные потребности человека нарушен, сестра проводит независимые и зависимые мероприятия пациенту в целях профилактики потенциальных проблем.

Постельный – разрешают ограниченную физическую активность: повороты, сидеть в постели, рядом с кроватью, проводить лечебную гимнастику самостоятельно или с помощью специалиста. Медсестра побуждает пациента к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Полупостельный – разрешают сидеть на кровати, стуле, проводить утренний туалет с помощью сестры или родственников. Пациент испытывает относительный дефицит самоухода.

Палатный – разрешают перемещения в пределах палаты, уход осуществляет самостоятельно в пределах палаты.

Общий — позволяет свободное перемещение в пределах лечебного отделения, прогулки по территории ЛПУ, полный самоуход.

Наблюдение за соблюдением режима двигательной активности пациентом – обязанность медсестры.

Положения пациента в постели

Активное – свободное и произвольное перемещение в постели — пациент самостоятельно поворачивается, сидит, встает, обслуживает себя. Может произвольно менять свое положение, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения.

Пассивное– пациент не может самостоятельно повернуться, изменить положение вследствие сильной слабости при высоко интоксикации, кровотечении, в постоперационном периоде, часто такие пациенты пребывают в тяжелом или бессознательном состоянии.

Вынужденное— пациент принимает положение для облегчения или улучшения своего состояния в зависимости от особенностей заболевания:

  • при боли в животе пациент сгибает ноги, избегает любого прикосновения к животу;
  • при коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован;
  • при наличии воспалительной жидкости в полости плевры – лежит на больном боку для уменьшения боли;
  • в случае приступа удушья при бронхиальной астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

Использованные источники: gabiya.ru